Провидение — Википедия
Провиде́ние (промысел Божий, или промысл Божий, греч. πρόνοια, лат. Providentia) — целесообразное действие Бога, Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.
Идея провидения зародилась уже в Древней Греции как среди философов[1], так и в религии (богини судьбы Мойры). В философии учение о провидении появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков, которые много рассуждали о провидении, понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие провидения переходит, таким образом, в понятие судьба.
Идея провидения занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон Александрийский, оставивший особое сочинение о провидении, обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о провидении Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. Провидение определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа.
По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все своё положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, то есть в меру её удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет провидением: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на провидение более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол».
В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о провидении большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли провидение Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание провидения затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней.
По определению московского митрополита Филарета (в «Пространном христианском катихизисе»[2]), Промысл Божий есть «непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».
Этими понятиями, не чуждыми, в основных чертах, всем религиям, не исчерпывается идея промысла Божиего вполне. Она получает свою законченность в христианстве, указывающем на бесконечную любовь Божию, в обновлении человечества искуплением и возведении его к высшему нравственному совершенству.
Христианское учение о промысле Божием подробно раскрыто в Святом Писании и в Священном Предании (см. епископ Сильвестр. Опыт православного догматического Богословия. — Киев, 1878—1891. — Т. III). Богословие всех христианских исповеданий содержит в себе возражения против пантеистов, материалистов, деистов, лейбницевой теории предустановленной гармонии, обычных житейских указаний на существование в мире зла, на господство порока, на злодейства отдельных лиц, на страдания невинных, на физические бедствия, разрушающие нормальный строй природы и т. д.
На христианском учении о промысле Божием основываются все те отношения, которые называются религиозными. В русской литературе по этим вопросам писали богословы В. Д. Кудрявцев-Платонов («Прибавление к творчеству святых отцев в русском переводе», 1871, XXIV), Иоанн Смоленский («Христианское чтение», 1876, 1), Ф. А. Голубинский («Странник», 1862) и другие.
Считается, что Промысл Божий абсолютно праведный, но он непостижим ни людям, ни ангелам. Ещё святитель Василий Великий благоговейно недоумевал, почему в жизни случается так, что одну девушку отдают в монастырь, где она в непрестанной молитве становится преподобной и спасает свою душу, а другую в это же время отдают в публичный дом, где она в постоянном разврате и пьянстве губит свою душу и обрекает себя на вечное мучение (Беседа на 32-й псалом). В некотором смысле тайну о промысле Божием приоткрывает библейское повествование о многострадальном праведном Иове, чьи страдания (в том числе гибель всех его боголюбивых детей) казались как бы несправедливыми.
провиденье — это… Что такое провиденье?
ПРОВИДЕНЬЕ — англ. foresight/ foreknowledge; нем. Voraussicht. Предвидение, знание ч. л. заранее на основе догадок или ясновидения; проникновение в сокрытое, тайное, будущее. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
провиденье — я, ср. По представлениям религиозных людей, действие верховного существа в мире; само это верховное существо. ► Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. // Жуковский. Светлана //*; Поберегло его в годы изгнания Русских людей… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
провиденье — я; ср.; книжн.; см. провидение … Словарь многих выражений
Пушкин, Александр Сергеевич
— — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедияПущин, Иван Иванович — декабрист, автор воспоминаний. Отцом его был Иван Петрович П., генерал лейтенант, генерал интендант и сенатор (ум. в 1843 г.), а матерью Александра Михайловна, урожденная Рябинина. Пущин родился 4 го мая 1798 г. и был на год старше А. С. Пушкина … Большая биографическая энциклопедия
окамени́ть — ню, нишь; сов., перех. устар. Лишить способности чувствовать, поддаваться каким л. чувствам. Молю святое провиденье: Оставь мне тягостные дни, Но дай железное терпенье, Но сердце мне окамени. Языков, Молитва. [Минин:] О господи, дай силы! Дай… … Малый академический словарь
провидение — 1) провидение я, ср. книжн. Мысленное представление себе будущего; предвидение. [Ленин] со страстью, с провидением утверждал, что история России история великого народа и будущее ее велико и необъятно. А. Н. Толстой, Хлеб. 2) провидение я, ср. По … Малый академический словарь
прогресс — (иноск.) успех; нравственное и умственное движение вперед просвещенье Прогрессивный (иноск.) постоянно в известной степени возрастающий (намек на мат. прогрессию) Ср. Подождите. Прогресс надвигается, И движенью не видно конца: Что сегодня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
с доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне — Ср. Горе, коль есть его с кем размыкать, еще не горе, а только полгоря. Мельников. На горах. 1, 2. Ср. Блажен, кому Создатель дал Усладу жизни, друга; С ним счастье вдвое, в скорбный час Он сердцу утешенье… Второе Провиденье. Жуковский. Пев. во … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
МУДРЫЙ — МУДРЫЙ, основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. | Замысловатый, трудно понятный, мудреный; ·сокр. мудр, сохраняет первое значение, а мудер второе, означая иногда |… … Толковый словарь Даля
Провидение — это… Что такое Провидение?
Провиде́ние (иначе — промысел или промышление, греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности.
История понятия
В философии учение о провидении появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков, которые много рассуждали о провидении, понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие провидения переходит, таким образом, в понятие судьба.
Идея провидения занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон Александрийский, оставивший особое сочинение о провидении, обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о провидении Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. Провидение определяется у Плутарха как «воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем». Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело «видимых богов» — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством «демонов» или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа.
По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, то есть в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет провидением: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на провидение более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: «смертное животное само есть для себя причина зол».
В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о провидении большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли провидение Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание провидения затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней.
См. также
Литература
Провидение — это… Что такое Провидение?
(филос.), иначе — промысел или промышление (греч. πρόνοια) — целесообразное действие Высшего Существа, направленное к наибольшему благу творения вообще, человека и человечества в особенности. В философии учение о П. появляется с Сократом, понимавшим божество как мировой разум, действующий по идее добра. В богах народной религии Сократ был склонен видеть особые орудия провиденциального действия, каковым был и его личный демон. В мировоззрении Сократа чисто теистические элементы смешиваются с пантеистическими. Последние получили решительный перевес у стоиков (см.), которые много рассуждали о П., понимая под этим необходимую зависимость всего совершающегося от универсального разума как внутреннего существа или природы мирового целого; понятие П. переходит, таким образом, в понятие судьба (см.). Идея П. занимает большое место в александрийской философии, которая, оспаривая эпикурейское учение о случайности, старается также устранить и стоический фатализм. Филон, оставивший особое сочинение о П., обуславливает возможность провиденциального отношения Бога к миру посредствующей силой Логоса, создавшего мир и ведущего его к благу с помощью других подчиненных ему разумных сил. Это посредствующее действие необходимо потому, что само верховное Божество, будучи абсолютно неизменным, вневременным и т. д., не может иметь никакого непосредственного общения с временными происшествиями во вселенной. После Филона особенно занимался вопросом о П. Плутарх; он восставал против фатализма стоиков, как уничтожающего понятие возможности (все признавая одинаково необходимым), свободу воли, нравственную ответственность и делающего Божество причиной зла. П. определяется у Плутарха как ″воля и мысль верховного Бога, заботящегося обо всем″. Эта высшая воля осуществляется трояким образом. Устроение целой вселенной зависит прямо от самого Божества, от которого, однако, различается его исполнительная сила под именем мировой души; возникновение и сохранение всех смертных существ есть дело ″видимых богов″ — светил небесных, — действующих по мировым законам; деяния и судьбы людей находятся под надзором и руководством ″демонов″ или гениев. Рок (ειμαρμένη) есть непреложный закон, в силу которого известные поступки связаны с известными последствиями; но совершение или несовершение того или другого поступка разумным существом зависит не от рока, а от собственной нравственной воли данного существа. По учению Плотина, наш низший мир душевно-материального бытия обусловлен высшей областью Ума и абсолютного Добра, оттуда имея все свое положительное содержание, поэтому все, у нас бывающее, представляет ту степень совершенства, какая только возможна по самой природе этой низшей области, т. е. в меру ее удаления от абсолютного совершенства. Внутренняя зависимость всего, что существует или происходит в нашем чувственном мире, от мира сверхчувственного и есть то, что Плотин называет П.: все имеет разумный смысл, поскольку все причастно абсолютному Уму, все — добро, поскольку первое основание всего есть само абсолютное Добро. В воззрении Прокла на П. более резко выступает положение, что виной зла — не высшие начала мироздания, а собственная воля конечных существ: ″смертное животное само есть для себя причина зол″. В средневековой философии — а также и новой — поскольку она сохранила теистический характер, — учение о П. большей частью зависит от схоластического догматизма с присущими ему антропопатизмами. Сюда принадлежат, например, нескончаемые рассуждения о том, распространяется ли П. Божие на частные и индивидуальные происшествия или же определяет только общий ход мировых событий. Самый вопрос держится, очевидно, на ребяческом представлении, что для Высшего Существа какие-нибудь частности существуют сами по себе, вне их истинной связи с целым, а целое — отвлеченно от своих частностей. Философское понимание П. затрудняется тремя существенными вопросами: 1) как согласовать вечность Божества с Его провиденциальным действием во временном мировом процессе? 2) Как согласовать непреложность провиденциального действия с нравственной ответственностью человека? 3) Как согласовать совершенное Добро — основание и цель провиденциального действия — с существованием зла и бедствий в мире? В исследовании и решении этих трех вопросов новая философия не показала значительных успехов сравнительно с древней (см. Свобода воли, Теодицея, Этика, Эсхатология).
Вл. С.
провидение — Викисловарь
прови́дение
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | прови́дение | прови́дения |
Р. | прови́дения | прови́дений |
Д. | прови́дению | прови́дениям |
В. | прови́дение | прови́дения |
Тв. | прови́дением | прови́дениями |
Пр. | прови́дении | прови́дениях |
про-ви́-де-ни·е
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Приставка: про-; корень: -вид-; суффикс: -ениj; окончание: -е.
Произношение
- МФА: [prɐˈvʲidʲɪnʲɪɪ̯ə]
Семантические свойства
Значение
- действие по значению гл. провидеть; мысленное представление себе будущего; предвидение ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы
- частичн.: предвидение
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Список переводов | |
провиде́ние
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | ед. ч. | мн. ч. |
---|---|---|
Им. | провиде́ние | провиде́ния |
Р. | провиде́ния | провиде́ний |
Д. | провиде́нию | провиде́ниям |
В. | провиде́ние | провиде́ния |
Тв. | провиде́нием | провиде́ниями |
Пр. | провиде́нии | провиде́ниях |
про-ви-де́-ни·е
Существительное, неодушевлённое, средний род, 2-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).
Приставка: про-; корень: -вид-; суффикс: -ениj; окончание: -е.
Произношение
- МФА: [prəvʲɪˈdʲenʲɪɪ̯ə]
Семантические свойства
Значение
- религ. действие высшей силы, верховного существа в мире ◆ — Если господь раздвоил народ этот и направил брата на брата, он имеет свои виды, и если мы их не понимаем, то должны покоряться провидению даже тогда, когда оно карает. А. И. Герцен, «Былое и думы», 1864 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- религ. высшая сила, Бог ◆ Затем он привел библейский пример, как Провидение награждало народ израильский кротким Давидом, который вместе со всеми людьми молил: «Боже, суд Твой цареви даждь и правду Твою сыну цареву». Н. С. Лесков, «Божедомы», 1868 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Мы слишком унижаем провидение, приписывая ему наши понятия, с досады, что не можем понять его. Ф. М. Достоевский, «Идиот», 1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утончённую печаль, которая связывала её сына с богатой Жюли. Л. Н. Толстой, «Война и мир», 1867–1869 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Ну что бы стоило провидению вычеркнуть из календаря хоть одно воскресенье, ну хоть для того, чтобы доказать атеисту свое могущество et que tout soit dit! Ф. М. Достоевский, «Бесы», 1871–1872 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
- —
- судьба, рок, промысел божий
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы
Родственные слова
Ближайшее родство | |
Этимология
Происходит от ??
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Перевод
Библиография
Для улучшения этой статьи желательно:
|
провидение — это… Что такое провидение?
провидение — См. судьба… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. провидение дальновидность, судьба; промысл, промысел; предопределение, предвидение, проницательность, рок, пророчество, божий … Словарь синонимов
провидение — и провидение. В знач. «способность предвидеть, мысленно представлять будущее» про видение. Научное провидение. В знач. «высшая божественная сила, судьба» провидение. По воле провидения … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ПРОВИДЕНИЕ — (от лат. providentia провидение) англ. providence; нем. Providenz. В религии промысел Божий, предопределяющий управление миром, вселенной, людьми, всей природой; рок, судьба. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ПРОВИДЕНИЕ — см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ … Новейший философский словарь
ПРОВИДЕНИЕ — 1. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (книжн.). Действие по гл. провидеть. Дар провидения. 2. ПРОВИДЕНИЕ, провидения, мн. нет, ср. (церк.). По представлениям религиозных людей действие верховного существа в мире. || перен. Само это верховное… … Толковый словарь Ушакова
Провидение — I пров идение ср. процесс действия по гл. провидеть II провид ение ср. 1. Действие высшей силы, верховного существа в мире. 2. Высшая сила, Бог. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Провидение — I пров идение ср. процесс действия по гл. провидеть II провид ение ср. 1. Действие высшей силы, верховного существа в мире. 2. Высшая сила, Бог. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
ПРОВИДЕНИЕ — см. провидеть. II. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРОВИДЕНИЕ — см. провидеть. II. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
провидение — см. провидеть. II. ПРОВИДЕНИЕ, я, ср. В религиозных представлениях: высшая божественная сила, управляющая судьбами людей. Воля провидения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПРОВИДЕНИЕ — «ПРОВИДЕНИЕ» (Providence) Франция Великобритания Швейцария, 1977, 104 мин. Философско ироническая драма. Первая картина Алена Рене, снятая на английском языке по сценарию Девида Мeрсера (британского автора абсурдных и сюрреалистических пьес),… … Энциклопедия кино
ПРОВИДЕНЬЕ — это… Что такое ПРОВИДЕНЬЕ?
провиденье — я, ср. По представлениям религиозных людей, действие верховного существа в мире; само это верховное существо. ► Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. // Жуковский. Светлана //*; Поберегло его в годы изгнания Русских людей… … Словарь забытых и трудных слов из произведений русской литературы ХVIII-ХIХ веков
провиденье — см. Провидение … Энциклопедический словарь
провиденье — я; ср.; книжн.; см. провидение … Словарь многих выражений
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Пущин, Иван Иванович — декабрист, автор воспоминаний. Отцом его был Иван Петрович П., генерал лейтенант, генерал интендант и сенатор (ум. в 1843 г.), а матерью Александра Михайловна, урожденная Рябинина. Пущин родился 4 го мая 1798 г. и был на год старше А. С. Пушкина … Большая биографическая энциклопедия
окамени́ть — ню, нишь; сов., перех. устар. Лишить способности чувствовать, поддаваться каким л. чувствам. Молю святое провиденье: Оставь мне тягостные дни, Но дай железное терпенье, Но сердце мне окамени. Языков, Молитва. [Минин:] О господи, дай силы! Дай… … Малый академический словарь
провидение — 1) провидение я, ср. книжн. Мысленное представление себе будущего; предвидение. [Ленин] со страстью, с провидением утверждал, что история России история великого народа и будущее ее велико и необъятно. А. Н. Толстой, Хлеб. 2) провидение я, ср. По … Малый академический словарь
прогресс — (иноск.) успех; нравственное и умственное движение вперед просвещенье Прогрессивный (иноск.) постоянно в известной степени возрастающий (намек на мат. прогрессию) Ср. Подождите. Прогресс надвигается, И движенью не видно конца: Что сегодня… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
с доброй женой горе — полгоря, а радость вдвойне — Ср. Горе, коль есть его с кем размыкать, еще не горе, а только полгоря. Мельников. На горах. 1, 2. Ср. Блажен, кому Создатель дал Усладу жизни, друга; С ним счастье вдвое, в скорбный час Он сердцу утешенье… Второе Провиденье. Жуковский. Пев. во … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
МУДРЫЙ — МУДРЫЙ, основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. | Замысловатый, трудно понятный, мудреный; ·сокр. мудр, сохраняет первое значение, а мудер второе, означая иногда |… … Толковый словарь Даля