Про сердце для детей: Расскажите ребенку — зачем нужно сердце – Строение сердца человека, описание для детей с картинками

Расскажите ребенку — зачем нужно сердце

Сердце – неутомимый мотор, который работает в груди безостановочно всю твою жизнь. Иногда – чуть быстрее, иногда – чуть медленнее. Даже когда ты отдыхаешь – спишь, сидишь или лежишь, — сердце сокращается примерно 75 раз за минуту или более 100 тысяч раз за сутки.

Не замирая ни на минуту, оно трудится, перегоняя кровь по сосудам твоего тела, обогащая каждую его клеточку кислородом. Работа сердца напоминает работу насоса. Чтобы кровь попала по назначению, от сердца отходят толстые трубки – кровеносные сосуды, которые затем делятся на более мелкие. Когда сердце сокращается, из правой его половины кровь по сосудам течет в легкие, получает там кислород и возвращается в левую половину. В то же время из левой половины сердца кровь разносится сетью сосудов по всему телу и возвращается в правую половину.

Кровь доставляет все необходимое для жизни в каждую клеточку твоего организма, а отработанные вещества (шлаки) уносит.

По форме сердце человека похоже на треугольный булыжник, лежащий в левой части его грудной клетки. По величине сердце равно примерно кулаку человека. У маленьких детей оно размером с небольшой помидор, а у взрослых людей – с крупный апельсин.

Как помочь сердцу

Хорошо зимой и летом

Тем, кто стал легкоатлетом.

Им болезни не страшны,

Им лекарства не нужны.

Иногда, например, во время игры в «салочки» или «казаки-разбойники», тебе не хватает воздуха, появляется слабость, кружится голова. Сердце же колотится так, будто бы ты поднялся бегом на десятый этаж. Но это не признак болезни. Просто твое тело не приучено к нагрузкам.

Лучше всего укрепит твое здоровье ежедневная утренняя гимнастика. Помогут и спортивные занятия – плаванье, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на коньках и роликах, а также футбол, баскетбол, теннис. Заниматься спортом лучше ежедневно или хот бы не менее 3-4 раз в неделю по 20-30 минут. Вскоре ты заметишь, что стал чувствовать себя гораздо бодрее и энергичнее. А твое сердце благодаря усиленным занятиям спортом стало работать надежнее и лучше.

Строение сердца человека, описание для детей с картинками

Сердце – это мешок из мышц, разгоняющих кровь по всему телу человека, и ежедневно оно перекачивает тысячи литров крови. Строение сердца человека в упрощенном виде можно представить следующим образом:

 

Строение сердца человека

Сердце расположено в левой половине грудной клетки, защищено ребрами и делится продольной перегородкой на симметричные правую и левую части. Каждая из них, в свою очередь, клапанами делится на верхнюю часть (предсердие) и нижнюю (желудочек).

Клапаны допускают движение крови только в одном направлении, а в предсердия и желудочки входят и выходят подводящие и отводящие кровь кровеносные сосуды (аорты и вены).

Как строение сердца человека обеспечивает его работу

Если объяснить просто, то схема работы сердца следующая: обедненная кровь из тканей тела через полую вену поступает в правое предсердие, оттуда через клапан в правый желудочек, который выталкивает её в лёгкие.

Поступившая в легкие кровь обогащается кислородом, а затем по венам, которые называются легочными, вновь возвращается в левое предсердие сердца. Из левого предсердия кровь прокачивается в левый желудочек, а оттуда по артериям распространяется по всему телу человека.

Работа частей сердца во время его биения

1.    В правое предсердие поступает обедненная кислородом кровь из всего тела, а в левое – обогащенная кровь из легких.
2.    Мышцы стенок предсердий сокращаются, и через клапаны кровь выталкивается в желудочки.
3.    Мышечное сокращение стенок желудочков выталкивает кровь в артерии. Из правого – в легочную артерию, а из левого – в артерии, разносящие кровь по телу.

Вот так, если просто, строение сердца человека обеспечивает его бесперебойную работу на протяжении десятков лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как работает сердце

Сожми руку в кулак: твое сердце такой же величины. Теперь сжимай руку с той же частотой, с которой бьется твое сердце. Долго ли ты сможешь это делать?

Я думаю, что через несколько минут ты остановишься. Оказывается, некоторые клетки сердечной мышечной ткани более выносливы, чем мышцы руки. А как же иначе? Ведь сердце человека бьется около 100 тысяч раз в сутки и вырабатывает за это время энергию, которой бы хватило, чтобы поднять целый поезд.

Как работает сердце?

Сердце работает как насос, оно перекачивает всю кровь от легких к другим органам человеческого тела и обратно. Этот удивительный орган по строению напоминает двухэтажный дом. Наверху располагаются 2 комнаты, называющиеся предсердиями, правое и левое, а внизу 2 комнаты – желудочки.

С каждой стороны из верхнего в нижнее помещение есть двери, которые называется клапанами. Они открываются и закрываются с каждым ударом сердца. Практически сердце имеет два насоса, по одному с каждой стороны. Левая сторона поднимает кровь, богатую кислородом, от лёгких и направляет её по всему телу. Правая сторона получает ее обратно и возвращает в легкие.

Сердце посылает кровь по специальным сосудам: артериям, венам и капиллярам. Артерии гонят кровь от сердца и находятся глубоко под кожей, между костями. Вены, наоборот, ведут кровь к сердцу. Мы можем увидеть вены у себя на руках. Ещё в нашем организме есть маленькие капилляры — это тонкие сосуды, пронизывающие все наше тело. Благодаря им кровь попадает даже в самые укромные уголки организма. Они в 50 раз тоньше человеческого волоса. 

Для того, чтобы оставить комментарий необходимо зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем

8 интересных фактов о сердце – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Инициатором введения знаменательной даты была Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО и другие. Изначально День сердца приходился на последнее воскресенье сентября, но с 2011 года дату решено было сделать фиксированной — 29 сентября. Появление Всемирного дня сердца в перечене «красных дат» планеты было вполне обоснованным — следовало привлечь внимание населения Земли к одному из главных человеческих органов. Без некоторых органов человек может вполне нормально функционировать, например без аппендикса, почки или селезёнки. Но вот без сердца человеку не выжить, а ведь сердечно-сосудистые заболевания каждый год забирают жизни более семнадцати миллионов человек! 

Для того чтобы День сердца не оставался простой датой в календаре, в этот день ВОЗ в сотрудничестве с Всемирной федерацией сердца проводят различные полезные мероприятия, например, проверки сердца и информативные лекции более чем в сотне стран. Помимо общей сердечной тематики ежегодно поднимается одна конкретная проблема, например, перечень факторов риска возникновения сердечно-сосудистых заболеваний и инсульта (гипертония, повышенный уровень холестерина или глюкозы, вредные привычки, избыточный вес, недостаточная физическая активность, скудный рацион овощей и фруктов). И если список привычек и заболеваний, провоцирующих проблемы с сердцем нам, в общем, известен, то наши знания о самом сердце, как об органе, весьма скудны.

Биение жизни

Общеизвестно, что во время развития плода в утробе матери в разные сроки у ребёнка начинает развиваться тот или иной орган. Например, на шестой неделе у плода формируются нервная, пищеварительная, мочевыводящая и дыхательная системы, развивается сердечно-сосудистая система и спинной мозг. В этот же срок мать может услышать на УЗИ, как бьётся сердце её плода. Хотя фактически оно начинает биться ещё раньше — на сроке трёх-четырёх недель. Сердце плода сокращается быстрее, чем у взрослых людей, и достигает ста — ста двадцати ударов в минуту. На протяжении всей беременности плод остро реагирует на нервное состояние матери. Если мать испытывает стресс или напряжение, сердцебиение ребёнка учащается. Однако наше сердце не только сокращается, но и останавливается. В первую очередь, такие «остановки» — это паузы между биением. Во вторую — это некоторые случаи, когда сердце действительно делает паузу. Такое бывает, например, когда мы чихаем — сердце может пропустить удар, а также в случаях глобальной остановки типа комы. Если суммировать все паузы между сердечным биением за всю жизнь человека, то, в среднем, получится, что сердце не активно практически двадцать лет!

Миллионная работа

В среднем за человеческую жизнь один из главных органов нашего тела перекачивает примерно шесть миллионов литров крови. Чтобы лучше «прочувствовать» эту колоссальную цифру, представьте обычный водопроводный кран на кухне. Если открыть вентиль на полную мощность и позволить струе беспрепятственно литься, то для того чтобы воды вылилось эквивалентно перекачиваемой сердцем крови, придётся ждать сорок пять лет.

Независимый орган

Известно, что сердце бьётся внутри грудной клетки. Однако орган может спокойно функционировать и вне своего обычного местоположения. Сердечная мышца уникальна, она единственная в человеческом теле, сокращения которой не подчиняются головному мозгу. Так что некая доля правды есть в сюжетах фантастических фильмов, когда злодей внезапно вырывает сердце у героя, и оно продолжает биться в его руке. Вспоминаются также и литературные образы озаряющего всё вокруг пульсирующего сердца Данко (Максим Горький «Старуха Изергиль») или сердце-обличитель соседа убийцы (Эдгар Аллан По «Сердце-обличитель»). Благодаря такой удивительной «независимости» сердца и стали реальны сложные операции на этом органе. Работа же сердечного цикла зависит от гидравлических сил, практически тождественных тем, что что делают возможной работу гидравлических тормозов. Так что для нормального сердечного функционирования требуется энергия и кислород, а не мозг, как считалось когда-то.

Синхронизация сердец

Считается, что влюблённые люди дышат вместе, то есть параметры «вдох-выдох» синхронизируются друг с другом. То же самое происходит с сердцем. Если женское сердце бьётся чаще (примерно 78 ударов в минуту), то мужское бьётся на восемь ударов меньше. У пар же, живущих вместе, а также просто близких друзей или тесно сотрудничающих коллег сердечные ритмы подстраиваются друг под друга.

Особый участок

Казалось бы, кровь присутствует во всём нашем теле, но, как выяснилось, существует один «обескровленный» участок. Прозрачная часть глазного яблока — роговица — не участвует в кровообращении. В 2006 году группе ученых из США, Японии, Италии и Австралии удалось обнаружить особый белок под названием sVEGFR-1, который препятствует образованию сосудов в роговице глаза, оставляя роговицу прозрачной и позволяя тем самым нам видеть мир.

В самом сердце, кстати, тоже не так уж и много крови от общего объема всего тела — всего пять процентов. Тогда как больше всего снабжаются кровью почки — 22 %.


Работа сердца

Сердце работает не всегда одинаково. При волнении, физической работе, занятиях спортом частота сердечных сокращений увеличивается, а во время сна — уменьшается.

Регулирует работу сердца вегетативная нервная система. К сердцу подходят парасимпатические и симпатические спинномозговые нервы. По парасимпатическим нервам поступают импульсы, замедляющие и ослабляющие сокращения сердца, а по симпатическим — учащающие и усиливающие их. Все изменения в работе сердца носят рефлекторный характер.

Но не только нервная система влияет на работу сердца. На неё влияют и некоторые гормоны надпочечников. Например, адреналин усиливает частоту сердцебиения.

Опытное сердце

История знает немало примеров, когда учёные испытывают лекарства или какие-либо научные догадки на себе, чтобы подтвердить или опровергнуть собственную теорию. Не стал исключением и немецкий хирург Вернер Форссман — он ввёл в вену собственной руки катетер для того, чтобы изучить внутреннюю часть своего сердца.

Эти манипуляции, проведённые аж в 1929 году, стали настоящей сенсацией в медицинском мире. Благодаря опыту Форссмана появилось сердечное зондирование (коронарограмма), которое сейчас кажется обычной процедурой. Для выполнения зондирования не требуется дорогостоящей аппаратуры, а пациент во время него пребывает в сознании и даже не испытывает боли.

Что ещё почитать?

Дела сердечные

На сегодняшний день медицинские технологии достигли такого уровня, что, например, с помощью стволовых клеток выращивают практически любой человеческий орган. Так, когда-то хирурги планеты мечтали о возможности пересадки сердца. Первая в истории пересадка человеческого сердца произошла 3 декабря 1967 года в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в Кейптауне. Операцию провёл хирург Кристиан Барнард. Пересадка осуществлялась коммерсанту, донором для которого стала погибшая молодая женщина. К сожалению, по прошествии почти трёх недель пациент скончался из-за двухсторонней пневмонии. Сейчас люди с пересаженным сердцем живут несколько десятков лет. В России, в среднем продолжительность жизни после такой операции достигает семнадцати лет. Согласно статистике, первый год после пересадки сердца самый «спокойный» — его положительно преодолевают девяносто процентов пациентов. Пять лет проживают примерно семьдесят процентов больных, а десять лет — около половины. Мировой максимум жизни с пересаженным сердцем — 32 года. И такие показатели весьма неплохи, учитывая, что до пересадки пациенты были обречены на смерть.

Изменение личности

Раз уж мы заговорили про пересадку сердца, то стоит отметить тот любопытный факт, что «чужое» сердце интересным образом влияет на нового «хозяина». В одном из специализированных журналов была история американки Дебби В., которая перенесла операцию по пересадке сердца. Всю жизнь Дебби соблюдала режим правильного питания, не употребляла алкоголь и слушала классическую музыку. Её новое сердце раньше принадлежало разбившемуся на мотоцикле молодому чернокожему человеку Хови, который, по классике жанра, любил выпить, съесть жареной курочки и послушать рэп. После проведения операции, как только Дэбби отошла от наркоза, её первым желанием стал глоток свежего пива. После выписки из больницы Дэбби тут же отправилась в «Макдональдс». Следует упомянуть, что и музыкальные вкусы ее также изменились.


#ADVERTISING_INSERT#

Интересные факты о сердце

Сердце — удивительный орган, который никогда не замедляет и не прекращает свою работу.

В статье мы вспомним самые важные и интересные факты о «моторе» нашего организма. Взрослые смогут освежить знания, а школьники — прочитать полезную информацию для уроков и олимпиад по биологии.

Интересные факты о параметрах сердца и его работе

Факт #1. Длина сердца взрослого человека — около 12 см, вес — примерно 300 граммов.

Факт #12. Сердце состоит из 4 частей (2 предсердия и 2 желудочка), перегородок и клапанов. Сначала кровь поступает в предсердия, затем проходит в желудочки, откуда попадает в аорту и легочную артерию.

Факт #3. Сердце начинает работу в конце первого месяца внутриутробной жизни.

Факт #4. К 12 неделе сердце зародыша в животике у мамы уже перекачивает около 30 литров крови в сутки. В организме новорожденного ребенка всего около стакана крови.

Факт #5. За день сердце взрослого человека делает 100 000 ударов и прокачивает почти 8 000 литров крови.

Факт #6. У женщин сердца бьются быстрее, чем у мужчин.

Факт #7. Характерный стук сердца появляется при закрытии сердечных клапанов.

Факт #8. Сердце отвечает за кровоснабжение более 70 триллионов клеток.

Факт #9. Наш «мотор» иногда останавливается на целые 0,4 секунды. В это время орган полностью расслабляется. Такую паузу называют диастолой.

Факт #10. Мышечная ткань сердца не может регенерироваться, поэтому к органу нужно относиться бережно и внимательно.

Факт #11. На работу сердца влияют нервная и эндокринная система. Например, гормональные изменения могут усиливать и учащать сердечные сокращения.

Факт #12. Для полноценной работы органов требуется разное количество крови: около 5% от общего объема крови в организме обеспечивают работу самого сердца, еще 15% поступает в мозг, 20 % — в почки.

Факт #13. От сердца к легким и обратно кровь доходит за 6 секунд, путешествие «туда обратно» к мозгу занимает 8 секунд.

Факт #14. Сердце вырабатывает электрические импульсы, поэтому может функционировать даже вне тела. Единственное условие — достаточное количество кислорода. А за сутки орган может выработать столько энергии, что ее хватит легковому автомобилю примерно на 30 км пути.

Факты медицины о сердце человека

Факт #1. Изобретение стетоскопа принадлежит французу Рене Лаэннеку. Основным толчком к появлению медицинского инструмента стали сложности с прослушиваем сердца у женщин с пышным бюстом. Раньше орган проверяли, просто приложив ухо к грудной клетке.

Факт #2. Первым сравнил сердце с насосом врачеватель Эразистрат с острова Хирос.

Факт #3. Первым доказал круговое движение ограниченного объема крови в организме Уильям Харви.

Факт #4. Сердце — один из главных тружеников нашего организма, поэтому не стоит забывать про регулярные посещения кардиолога и употребление полезных продуктов.

Факт #5. Работе сердца помогают жирная рыба, орехи, помидоры и чеснок.

Знаете ли вы еще что-нибудь интересное про сердце? Пишите свои дополнения в комментариях.

Открытое занятие «Тайны человеческого сердца»

 

Цель:

Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма.

Задачи:

  • Познакомить детей с понятиями: «сердце»«сосуды»«пульс».
  • Обучить правилам сохранения здорового сердца, вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.
  • Формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений для сохранения здорового сердца.
  • Формировать способность анализировать результаты опытов;
  • Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи.

Материалы к занятию:

  • Презентация.
  • Рисунок сердца.
  • Резиновая груша, стакан с крашеной водой, трубочки, фонендоскоп.
  • Памятки с изображением физических упражнений и продуктов питания полезных сердцу.
  • Карточки с изображением насоса, спортивных упражнений и правильного питания.

Формируемые УУД:

Личностные УУД:

  • формирование умения прийти на помощь другу,
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;

Регулятивные УУД:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Познавательные УУД:

  • умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;
  • умение работать по заданному алгоритму;
  • умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Коммуникативные УУД:

  • умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • умение организовывать совместную деятельность в парах,
  • умение вести монолог, отвечать на вопросы.

 

Организационный момент.

— Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном из важных органов нашего организма. А как он называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Проблемная ситуация.

Дети: Сердце!!!

Педагог: Правильно, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия «Тайны человеческого сердца».

Педагог выносит изображение сердца с кармашками.

Изучение нового материала.

Педагог: Дети, что вы уже знаете о сердце?

Дети: Сердце…

Педагог: Какое оно?

Дети: Маленькое.

Педагог: А где оно находится и для чего нам нужно сердце?

Ответы детей.

Педагог: Сердце расположено внутри грудной клетки с левой стороны. Сожмите руку в кулак, вот таким размером наше сердце. Посмотрите на картинку. С чем можно сравнить работу нашего сердца?

Ответы детей.

Опыт.

Педагог: Так давайте проведем небольшой опыт и посмотрим, как работает сердце и для чего же оно нам нужно. Посмотрите, это резиновая груша. Груша – это сердце, вода в стакане – это кровь, трубочки — сосуды. Сжали грушу и опустили трубочку в жидкость. Разжали кулачок. Кровь наполняет сердце, а затем оно сжимается, выталкивает кровь и движет кровь по нашему организму. Повторили еще раз. Такое движение никогда не останавливается, сердце работает без устали, неутомимо. Сравните размер сердца и руки, ноги, головы, туловища. Сердце такое маленькое, но должно быть очень сильным, чтобы толкать кровь по сосудам. Сосуды — это такие маленькие трубочки, по которым кровь доставляет всем органам кислород, полученный из легких, и питательные вещества из переваренной пищи. Ребята, а как вы думаете, сколько может прожить человек без воды и без еды?

Ответы детей.

Педагог: Без еды человек может прожить до 40 дней, а вот без воды около 6. Без кислорода и питательных веществ наши органы не могут ни существовать, ни работать. Так с чем же можно сравнить наше сердце, оно работает как что?

Дети: Как насос.

Педагог: Правильно, сердце работает как насос. Значит, в первый кармашек нашего сердца мы вставляем насос.

Педагог вставляет в первый кармашек модели картинку насос.

Педагог: Дети, а как мы чувствуем, что сердце работает?

Дети: Оно стучит.

Педагог: Правильно! По его стуку. В момент, когда сердце выталкивает кровь в сосуды, раздаются глухие удары-толчки крови, называемые «пульсом».

Педагог: Где мы с вами можем услышать пульс:

1. На запястье руки;

2. на висках;

3. под нижней челюстью.

Чувствуете толчки? Так сердце выталкивает кровь по сосудам.

Педагог: А как еще мы можем услышать сердце? Послушайте сердце ушком друг у друга. Слышите, как стучит сердце?

Дети: Да.

Педагог: Когда мы обращаемся к врачам, наше сердце часто слушают прибором, которое называется фонендоскоп. Давайте и мы попробуем послушать сердцебиение, возьмите фонендоскоп и послушайте, как стучит сердце вашего соседа.

Педагог: Как стучит сердце?

Дети: тук-тук, тук-тук.

Педагог: Дети, а как вы думаете, сердце всегда работает вот так ровно?

Дети: Нет.

Педагог: А как вы думаете почему?

Ответы детей.

Педагог: Когда мы побегали или попрыгали, нашему организму нужно больше крови и биение сердца ускоряется; если же мы спокойны, то тратим намного меньше энергии, и сердце может отдохнуть и биться медленнее. Давайте проверим на себе, как работает сердце после физической нагрузки.

Физ.минутка.

Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? ( Отбивание хлопками ритм биения сердца).

Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).

Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими). Молодцы ребята.

Педагог: Давайте мы еще раз послушаем, как бьется сердце друг у друга фонендоскопом.

Педагог: Как стало звучать сердце после игры?

Дети: Оно стало стучать быстрее!

Педагог: Правильно, до игры оно билось спокойно, а после игры стало биться быстро, часто. Таким образом, мы тренируем наше сердце, чтобы оно работало лучше.

Педагог: Дети, как вы думаете, почему сердце может работать непрерывно, на протяжении всей жизни человека?

Ответы детей.

Педагог: Ночью, когда мы спим, у нас отдыхают глаза, уши, руки, ноги, мышцы тела, а сердце работает непрерывно. Как же так сердце должно работать, но сердце должно и отдыхать, чтобы прослужить долго. Давайте хлопками покажем стуки сердца. Слышите, между хлопками есть перерывы в несколько секунд?

Дети: Да.

Педагог: Вот именно в эти маленькие перерывы сердце успевает передохнуть. От работы сердца зависит здоровье человека, все органы – чем лучше работает сердце, тем больше чистого воздуха и питательных веществ получает каждый орган. Таким образом, сердце надо беречь и тренировать.

Педагог: Дети, как можно беречь сердце?

Ответы детей.

Педагог: Ребята, посмотрите на памятки. Здесь изображены физические упражнения для тренировки сердца, а на второй полезные и вредные продукты питания. Давайте обсудим наши памятки.

Педагог: Давайте поиграем в игру «Полезно — вредно». Я буду показывать картинки, а вы должны громко хлопать в ладоши, когда увидите что это полезно для сердца, а если вредно, то топаем все ногами. Все полезное мы будем складывать в оставшиеся карманы нашего сердца.

Педагог: Катя, почему ты выбрала эту карточку?

Костя, а ты считаешь это упражнение полезным для сердца?

Маша, а ты как считаешь?

Почему, вы оставили эту картинку? (ответы детей).

Закрепление материала:

Педагог: Итак, ребята, молодцы. Давайте мы заглянем в кармашки нашего сердца и еще раз вспомним, что вы узнали сегодня нового? Что было для вас трудным? О чем хотели бы еще узнать? (ответы детей).

Педагог: Мне было сегодня очень приятно с вами познакомиться. Я хочу на память о нашей с вами встрече подарить вот эти воздушные шары в форме сердечек.

Открытое занятие для старших дошкольников на тему: «Мое сердце»

Программное содержание:

  • Познакомить детей с работой человеческого сердца, показать значение сердца для всего организма и разъяснить роль вен и артерий в работе сердечно – сосудистой системы.
  • Научить находить пульс на запястье и считать удары своего сердца.
  • Обучать правилам сохранения здорового сердца, вырабатывать сознательное отношение к здоровому образу жизни.
  • Формировать любовь и сознательное отношение к выполнению физических упражнений для сохранения здорового сердца.
  • Развивать умение логически мыслить, четко и ясно отвечать на поставленные вопросы, устанавливать логические связи.
  • Развивать чувство ритма: определение метроритмических пульсаций, передачи хлопками ритма рисунка.
  • Обогащение словаря, умение правильно подбирать прилагательные.

Материалы к занятию:

  • Рисунок человеческой фигуры с сердцем и кровеносными сосудами — веной и артерией.
  • Схема – рисунок сердца и легких большого размера.
  • Следы красного и синего цвета.
  • Вырезанные из красной бумаги сердечки.
  • Стетоскоп.

Ход занятия:

— Сегодня мы с вами поговорим об очень важном органе нашего организма. А как он называется, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Холодное, но не космос,

Горячее, но не пламя,

Ему не хочется покоя.

Стучит он в груди тук-тук-тук.

— Молодцы! Теперь мы знаем, что это сердце. Давайте послушаем, как бьются ваши сердечки. (Слушают, прислонившись ухом к спине друг друга)

— А как вы узнали, где нужно слушать биение?

— Проговорите, как оно стучит.

Песенка сердца – тук-тук-тук.

— А если вы волнуетесь? «тук-тук-тук-тук»

— Если вы испугались? «тук-тук-тук-тук-тук» Поэтому и говорят «выскочит сердце от испуга».

— А теперь попробуем прохлопать, как бьется наше сердечко (дети хлопают в ладоши).

— Биение сердца еще можно определить по пульсу (воспитатель показывает как найти пульс на запястье, дети находят его и считают удары сердца).

— Как врач узнает биение вашего сердца? Он слушает специальным аппаратом, который называется стетоскоп. Дать детям возможность прослушать биение сердца стетоскопом.

— Еще раз повторите, как называется этот прибор.

Игра «Какое бывает сердце»

Цель: умение правильно подбирать словаприлагательные, обозначающие определения (большое –маленькое, доброе –злое, любвеобильное, золотое, преданное, смелое, трусливое, горячее, холодное, пламенное, ледяное, ласковое и т.д.)

За каждый ответ ребенку дается бумажное сердечко.

— Покажите, где находится сердце. Приложите к этому месту бумажное сердечко.

Размер сердца взрослого человека, малыша и старого человека разный. Сожмите кулачек. Вот такого размера ваше сердечко.

— А почему мы с вами его не видим как, например, рот, нос, глаза? Его защищает грудная клетка, мышцы, кожа. Нащупайте у себя грудную клетку – это наши ребра, они охраняют сердце (показать на плакате).

— Несмотря на небольшой размер нашего сердца, оно работает днем и ночью. Что случится, если оно перестанет биться?

— Мы должны сердце беречь, заботиться о его состоянии. Давайте вместе подумаем, какие правила надо соблюдать, чтобы сердце не болело и работало дольше. (Дети высказывают свои предположения, а воспитатель записывает). Вот мы и составили правила здорового сердца:

1. Не переутомляться

2. Спать днем

3. Вечером вовремя ложиться спать

4. Кушать полезную еду

5. Тренировать сердце (бегать, прыгать, выполнять физические упражнения, закаляться)

— Сейчас мы с вами потренируем свое сердце. Вставайте и дайте попрыгаем и побегаем (прыжки и бег на месте).

— Молодцы, а теперь, проверти свой пульс. Какой он спокойный или учащенный?

— Давайте сделаем дыхательное упражнение, чтобы сердце успокоилось, и сядем на стульчики.

— Сожмите кулачек, разожмите, сожмите, разожмите. Вот так, как насос, никогда не   останавливаясь, работает наше сердце, перекачивая кровь. Кровь должна поступать к каждой клеточке нашего организма. Течет кровь по большим и маленьким трубочкам. Большие трубочки называются артерии и вены, а маленькие капилляры. Давайте посмотрим на рисунок. Красным цветом нарисованы артерии по ним кровь течет от сердца, а синим – вены по ним кровь возвращается к сердцу. Давайте сделаем макет, чтобы лучше понять, как кровь движется в нашем организме (воспитатель кладет на пол бумажные сердце и легкие).

— Это наше сердце и легкие. Из сердца кровь течет по артериям (выкладывает красные следы) раздает каждой клеточке питательные вещества и кислород и забирает у них углекислый газ. Насыщенная углекислым газом кровь по венам (сини следы) возвращается к сердцу.

— Как вы думаете, где кровь может взять новую порцию кислорода? Правильно в легких потому, что мы вдыхаем кислород. Поэтому, вернувшуюся в сердце кровь, оно перекачивает сначала в легкие, где она отдает углекислый газ (мы его выдыхаем), забирает кислород и поступает опять в сердце. И начинается новое путешествие крови по нашему организму (предложить 2-3 детям пройти по следам путь крови). Получается как бы два круга кровообращения большой и маленький. Так, ни на миг не останавливаясь, трудится наше сердце.

— Теперь вы знаете, как работает сердце и как движется кровь в нашем организме, и почему важно иметь здоровое сердце. Давайте вспомним, что для этого нужно делать (дети называют правила здорового сердца).

— Что бы вы могли рассказать своим родным о сердце?

— Что бы посоветовали своим папам и мамам?

— Молодцы. Теперь все желающие могут «пройти» путь нашего кровообращения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *