Познаем окружающий мир через игру и эксперименты: развитие познавательной активности дошкольников

Как организовать экспериментальную деятельность в младшей группе детского сада. Какие опыты можно проводить с детьми 3-4 лет. Как оборудовать уголок экспериментирования в группе. Как привлечь родителей к экспериментальной деятельности детей дома.

Значение экспериментирования в развитии дошкольников

Детское экспериментирование играет важнейшую роль в развитии познавательной активности дошкольников. Через опыты и эксперименты дети знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, учатся наблюдать, анализировать, делать выводы. Это способствует развитию мышления, речи, любознательности.

По мнению К.Е. Тимирязева, «люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Организация экспериментальной деятельности в младшей группе

Для организации экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет необходимо:


  • Оборудовать в группе уголок экспериментирования
  • Подобрать безопасное оборудование и материалы для опытов
  • Разработать картотеку опытов, соответствующих возрасту
  • Составить перспективный план экспериментальной деятельности
  • Проводить эксперименты в игровой форме с использованием персонажей
  • Привлекать родителей к экспериментированию дома

Оборудование уголка экспериментирования

В уголке экспериментирования для младшей группы рекомендуется разместить:

  • Различные емкости (стаканчики, баночки, ведерки)
  • Природный материал (камешки, ракушки, шишки, песок, глина)
  • Бросовый материал (пробки, кусочки тканей, бумага разных видов)
  • Красители (пищевые)
  • Мерные ложки, пипетки, воронки, сито
  • Лупы, зеркала, магниты
  • Детские фартуки, полотенца
  • Схемы проведения опытов в картинках

Примеры опытов для детей 3-4 лет

С детьми младшего дошкольного возраста можно проводить следующие простые опыты:

  • Свойства воды (прозрачность, текучесть, способность окрашиваться)
  • Свойства песка и глины (сыпучесть, способность пропускать воду)
  • Свойства воздуха (невидимость, движение)
  • Свойства магнита (притягивание металлических предметов)
  • Свойства бумаги (рвется, мнется, намокает)
  • Свойства ткани (намокает, мнется)
  • Свойства дерева (не тонет, твердое)

Алгоритм проведения опытов в младшей группе

При проведении экспериментов с малышами следует придерживаться определенного алгоритма:


  1. Постановка проблемы в игровой форме
  2. Выдвижение предположений
  3. Проверка предположений с помощью опыта
  4. Фиксация результатов (словесно, с помощью схем)
  5. Формулирование выводов совместно с детьми
  6. Применение полученных знаний на практике

Роль педагога в организации детского экспериментирования

Воспитатель при проведении опытов с дошкольниками выступает не в роли учителя, а в роли партнера, соучастника деятельности. Его задачи:

  • Создавать условия для детского экспериментирования
  • Мотивировать детей на поисковую активность
  • Формулировать проблемные вопросы
  • Помогать детям выдвигать гипотезы и проверять их
  • Фиксировать результаты опытов
  • Поддерживать детскую инициативу
  • Соблюдать правила безопасности при экспериментировании

Взаимодействие с родителями по организации детского экспериментирования

Для повышения эффективности экспериментальной деятельности важно привлекать к ней родителей. Формы работы с родителями:

  • Консультации о роли экспериментирования в развитии детей
  • Мастер-классы по организации опытов в домашних условиях
  • Создание картотеки опытов для проведения дома
  • Оформление папок-передвижек с описанием опытов
  • Организация выставок детских работ по результатам экспериментирования
  • Привлечение родителей к пополнению уголка экспериментирования

Результаты внедрения экспериментальной деятельности в младшей группе

Систематическое проведение опытов и экспериментов с детьми 3-4 лет способствует:


  • Развитию познавательной активности и любознательности
  • Формированию первичных представлений о свойствах предметов
  • Развитию наблюдательности и способности анализировать
  • Обогащению словарного запаса
  • Развитию мыслительных операций (анализ, синтез, классификация)
  • Формированию навыков сотрудничества и взаимодействия
  • Развитию самостоятельности и инициативности

Перспективное планирование экспериментальной деятельности

Для систематизации работы по детскому экспериментированию в младшей группе рекомендуется составить перспективный план на учебный год. Примерное тематическое планирование:

  • Сентябрь-октябрь: опыты с водой
  • Ноябрь-декабрь: опыты с воздухом
  • Январь-февраль: опыты со снегом и льдом
  • Март-апрель: опыты с песком и глиной
  • Май: опыты с растениями

Диагностика уровня развития экспериментальной деятельности

Для оценки эффективности работы по организации детского экспериментирования рекомендуется проводить диагностику в начале и конце учебного года. Критерии оценки:

  • Отношение к экспериментальной деятельности
  • Целеполагание
  • Планирование
  • Реализация
  • Рефлексия

Регулярное проведение диагностики позволяет отслеживать динамику развития экспериментальных навыков у дошкольников и при необходимости корректировать образовательный процесс.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *