Измерение пульса у детей – 18. Исследования пульса, его характеристики. Особенности подсчета пульса у детей раннего возраста. Возрастные показатели пульса.

Содержание

3. Техника подсчёта частоты дыхания у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Провести санитарную обработку рук. осушить.

3. Раздеть ребёнка до пояса.

Выполнение манипуляции:

1. Отвлечь ребёнка.

2. Положить руку исследователя на живот или грудную клетку ребёнка (в зависимости от возраста).

3. Считать количество экскурсий живота или грудной клетки во время вдоха в течение 1 минуты.

4. Оценить частоту дыхания у ребенка.

5. Одеть ребёнка.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:у новорождённых и грудных детей ЧДД подсчитывают с помощью стетоскоп, раструб которого держат около носа ребёнка.

4. Техника подсчёта частоты пульса у детей разного возраста

Оснащение:Секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручка.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме или ребёнку ход предстоящей манипуляции.

2. Получить согласие мамы или пациента.

3. Провести санитарную обработку рук.

|4. Придать положение пациенту «сидя» или «лёжа».

Выполнение манипуляции:

1. Положить 11, III, IV пальцы на область лучевой артерии, 1 палец должен находиться со стороны тыла кисти.

2. Прижать слегка артерию и почувствовать пульсацию артерии.

3. Взять часы или секундомер.

4. Подсчитать количество сокращений за 1 минуту в покое.

Завершение манипуляции:

1. Вымыть и осушить руки.

2. Записать результат в температурный лист.

Примечание:

1. У детей до 1 года пульс определяют на височной, сонной артерии, у детей старше 2-х лет — на лучевой.

2. Кисть и предплечье при подсчёте пульса не должны быть «на весу».

5. Техника постановки горчичников детям

Обязательные условия:Горчичники ставить при Т тела не более 38°С и на неповреждённую кожу.

Оснащение:Горчичники, лоток с водой Т 40-45°С. широкий бинт. подсолнечное масло, полотенце, одеяло.

Подготовка к манипуляции:

1. Сообщить маме о ходе манипуляции, получить информированное согласие.

2. Проверить пригодность горчичников (горчичники должны иметь резкий специфический запах и не должна осыпаться).

3. Провести обработку рук.

4. Раздеть ребёнка по пояс, уложить ребёнка в кроватку, осмотреть кожные покровы.

Выполнение манипуляции:

1. Смочить широкий бинт, сложенный в 1-2 слоя, в тёплом подсолнечном масле (Т 37-38°С) отжать и приложить к телу ребёнка, не захватывая область сердца и позвоночника.

2. Поверх бинта положить горчичник, смоченный в воде (Т 40-45°С).

3. Укрыть ребёнка пелёнкой и одеялом.

4. Зафиксировать время и следить за состоянием кожи. Держать горчичники до появления стойкой гиперемии (5-10 минут).

5. Снять горчичники, протереть кожу пелёнкой насухо.

6. Укрыть ребёнка тёплым одеялом.

Завершение манипуляции:

1. Тепло укрыть ребёнка и уложить в постель.

2. Вымыть, осушить руки.

6. Техника соскоба на энтеробиоз

Примечание:процедура проводиться утром, ребёнка не подмывать.

Оснащение:Глицерин 50 % раствор или изотонический раствор хлорида натрия,деревянная палочка с ватным тампоном на конце, чистая сухая пробирка, I пара стерильных перчаток, контейнер для отходов класса «В», бланк — направление.

Подготовка к манипуляции:

1. Объяснить маме ход манипуляции, получить информированное согласие.

2. Выписать направление на исследование.

3. Провести гигиеническую обработку рук.

4. Надеть перчатки.

5. Палочку с ватой смочить в глицерине или изотоническом растворе натрия хлорида.

Выполнение манипуляции:

1. Уложить ребёнка на бок или маме на колени.

2. Раздвинуть ягодицы пациента 1 и 2 пальцами левой руки и произвести соскоб с поверхности прианальных складок деревянной палочкой с ватным тампоном на конце.

3. Поместить палочку в пробирку.

Завершение манипуляции:

1. Снять перчатки, положить в контейнер для отходов класса В

2. Вымыть и осушить руки.

3. Провести дезинфекцию и утилизацию медицинских отходов в соответствии с Сан.ПиН 2.1.3. 2630 -10«Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно ~ профилактических учреждений».

4. Доставить материал в клиническую лабораторию с сопроводительной документацией.

правила измерения и причины отклонений

Норма пульса у детей может быть разной, все зависит от того, сколько ребенку лет. У новорожденного частота сокращений сердца гораздо выше, чем у взрослых. По мере взросления показатель снижается. На частоту пульса влияет состояние здоровья, тренированность организма, условия окружающей среды и многие другие факторы.

Отклонения от нормы могут свидетельствовать о патологических процессах, поэтому родители обязаны знать, какой должен быть пульс у малыша, чтобы вовремя принять меры в случае его повышения или понижения.

Почему нужно следить за пульсом

Пульсом называют колебания стенок кровеносных сосудов во время сокращений сердца. По этому показателю, в первую очередь, оценивают состояние жизненно важного органа (по частоте, наполненности, ритмичности и другим особенностям).

Врач и ребенокПодсчитав количество сокращений и заметив отклонение, можно обнаружить патологический процесс на начальных стадиях развития. При хорошем состоянии здоровья пульс должен быть наполненным, ритмичным, умеренно напряженным.

Измерения рекомендуют проводить не только для того, чтобы обнаружить заболевание, но и для определения допустимой физической нагрузки для конкретного ребенка.

Это делают с помощью пробы Руфье. Для этого нужно измерить пульс, малышу следует поприседать, отдохнуть, и измерения повторяют.

Как правильно измерять пульс

Замеры пульса необходимо проводить при полном спокойствии малыша. Желательно осуществлять процедуру в утреннее время, пока малыш не встал с постели. При этом он не должен менять положение тела. Если измерения нужно проводить часто, то это делают каждый раз в одно время. При строгом соблюдении этих рекомендаций можно рассчитывать на точный результат. В ходе измерения стоит учитывать не только частоту, но и ритмичность сокращений. Неравномерная пульсация говорит о развитии аритмии и требует лечения.

Норма пульса по возрастам у детей допускает определенные отклонения. Не считается проблемой, если показатели повышаются или понижаются на 20 ударов.

Таблица 1

Для удобства созданы пальчиковые пульсометры. Они показывают насыщенность крови кислородом и частоту сокращений. Чтобы определить, нет ли отклонений, следует проводить измерение пульса на протяжении пяти дней, после этого вывести среднее значение и сравнить его с допустимой нормой.

Если нет прибора, то можно провести процедуру вручную. Для этого нужны часы с секундной стрелкой или секундомер. В зависимости от возраста малыша, измерения проводят по-разному. У грудничков легко нащупать пульс на сонной или височной артерии.

При обследовании на лучевой артерии, которая располагается в нижней части предплечья перед соединением с лучезапястным суставом. Чтобы ее легко обнаружить, следует расслабить мышцы руки.

После обнаружения крупной артерии ее прижимают двумя пальцами, после чего снижают давление и оценивают параметры пульса: его частоту ритмичность и напряжение. Желательно измерять пульс в течение минуты.

С учетом возраста ребенка проводить процедуру можно так:

  1. У грудничков измерения осуществляют на грудничке или грудной клетке.
  2. Для контроля показателей малышей старше года используют височную артерию, сонную, в области паха или за ухом.
  3. Детям старше семи лет рассчитывать пульс лучше по лучевой артерии. Это наиболее удобное место в этом случае.

При измерении по лучевой артерии важно, чтобы рука располагалась на уровне сердца, а мышцы были полностью расслабленными.

Норма ЧСС у детей по возрасту

Пульс является индивидуальным параметром. Поэтому для оценки состояния здоровья малыша педиатр сначала проверяет количество сокращений. Проводят измерения и дома. При этом важно учитывать, какой пульс должен быть у ребенка в зависимости от его возраста:

  1. У новорожденных сердце сокращается с частотой до 170 ударов в минуту.
  2. У грудничков пульс снижается на 10-20 единиц и колеблется в пределах 110-160 ударов.
  3. У малышей раннего возраста сердце сокращается от 95 до 150 раз за минуту.
  4. При обследовании дошкольников должны обнаруживать показатели в виде 80-125 ударов.
  5. У школьников сердце бьется с частотой от 80 до 120 ударов. Пульс у ребенка 10 лет снижается до 70-110 ударов в минуту.
  6. В подростковом возрасте показатели снижаются до 60-100 ударов и до окончания полового созревания достигают 55-90 ударов.

Показатели могут меняться в зависимости от времени суток, что также следует учитывать.

Таблица 2

Причины отклонения пульса от нормы

Частота сокращений сердца может снижаться по разным факторам.

Низкие показатели

Если количество ударов уменьшается, то это состояние называют брадикардией. Такой диагноз ставят, если показатели пульса на протяжении длительного времени ниже на 30 ударов. При этом заболевании часто падает и давление крови в артериях. Заметить проблему можно по:

  • бледности кожного покрова;
  • частым головокружениям;
  • слабости и быстрой утомляемости.

Если сердце у ребенка сокращается медленнее, чем должно, необходимо посетить врача и провести обследование. Подобные проблемы могут стать причиной сердечной недостаточности. Развитие брадикардии происходит, если ребенок страдает:

  • гипотиреозом;
  • вегетативными расстройствами;
  • миокардитом;
  • врожденными пороками сердца;
  • патологиями головного мозга;
  • интоксикацией в результате попадания в организм тяжелых металлов, спирта, лекарственных средств.

Слабый пульс считается нормой только у спортсменов в связи с высокой тренированностью сердечно-сосудистой системы. Но, если при регулярных занятиях спортом ребенок жалуется на плохое самочувствие его нужно отвести к врачу.

Учащение сердцебиения

Если в спокойном состоянии жизненно важный орган сокращается чаще, чем должно, то диагностируют тахикардию. Подобные проблемы могут быть связаны с:

  • анемией;
  • тиреотоксикозом;
  • патологиями сердца и сосудов вроде миокардита, эндокардита, кардионевроза или ревмокардита;
  • инфекционными поражениями органов дыхательной системы;
  • вегето-сосудистой дистонией.

Измерение пульса у ребенкаУчащение пульса происходит в ответ на стрессы, эмоциональные напряжения, переутомление, перегрев или обезвоживание.

Частое сердцебиение наблюдают при физической активности. Но показатели должны вернуться в пределы нормы на протяжении нескольких минут.

Тахикардия может приводить к значительному ухудшению состояния больного. При этом:

  • ощущаются сильные удары в груди;
  • кружится и болит голова;
  • темнеет в глазах;
  • шумит в ушах.

В таком состоянии необходимо обследовать ребенка, чтобы определить причину отклонений.

Сердцебиение при физических нагрузках

Важно также знать, как часто должно сокращаться сердце при физических нагрузках. Это поможет подобрать оптимальные для малыша виды спорта, не перегружая организм. Нормы определяются так: от 220 отнять возраст ребенка. Полученное число и является показателем пульса во время нагрузок.

Чрезмерная активность может негативно отразиться на состоянии сердца. Поэтому следует регулярно проводить измерения до и после тренировок.

Как нормализовать пульс у ребенка

Существует таблица нормы пульса у детей по возрастам. По ней родители должны определять, нормально работает сердце ребенка или существуют нарушения.

Мальчику измеряют пульсПри отклонениях нужно обращаться к врачу. Необходимо отвести ребенка к педиатру, он оценит симптомы, проведет обследование и при необходимости направит к другим специалистам.

Если пульс снизился и его нужно быстро поднять, рекомендуют на протяжении нескольких минут выполнять физические упражнения. Добиваются улучшения с помощью контрастного душа, крепкого чая с лимоном и сахаром.

Для лучшего эффекта в чай можно добавить немного корицы или гвоздики. Хорошо действует употребление меда с грецкими орехами.

При повышенных показателях пульса их следует понизить. Для этого нужно уложить ребенка, посоветовать ему глубоко дышать. Дать слабый мятный чай. Можно дать несколько капель настойки валерианы. Другие препараты для улучшения состояния ребенка использовать нельзя.

Если состояние продолжает ухудшаться, нужно вызывать скорую помощь.

Частота пульса у детей разного возраста (Тур а.Ф. , 1967)

Возраст

Пульс (частота) в 1 мин

Возраст

Пульс (частота) в 1 мин 

Новорож-

денный

120-140

8 лет

80-85

6 мес

130-135

9 лет

80-85

1 год

120-125

10 лет

78-85

2 года

110-115

11 лет

78-84

3 года

105-110

12 лет

75-82

4 года

100-105

13 лет

72-80

5 лет

98-100

14 лет

72-78

6 лет

90-95

15 лет

70-76

7 лет

85-90

 

 

 

 

Ритмичность пульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами (различают ритмичный и аритмичный пульс). Некоторая аритмичность пульса, связанная с дыханием, явление физиологическое для детей школьного возраста: при вдохе пульс учащается, при выдохе замедляется. Задержка дыхания этот вид аритмии устраняет.

      Напряжение пульса определяется силой, с которой необходимо сдавить артерию, чтобы исчезли пульсовые колебания. Различают пульс нормального напряжения, напряженный, твердый пульс –pulsus durus и мягкий пульс – pulsus mollis , указывающий на понижение тонуса сосудов.

       Исследование наполнения пульса проводят двумя пальцами правой руки. Проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление пальцем прекращается и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. По наполнению различают: пульс удовлетворительного наполнения; полный пульс – p.plenus (наполнение больше обычного) и пустой пульс –p.vacuus (наполнение менее обычного).

        По скорости подьема и спуска пульсовой волны различают форму пульса (путем умеренного сдавливания артерии обоими пальцами). Если при пальпации пульса получаем ощущуение быстрого подьема и быстрого спада пульсовой волны, то такой пульс называется быстрым, скачущим. Если пульсовая волна медленно поднимается и медленно опускается, то такой пульс называют медленным, вялым. Различают также высокий пульс – p. Altus(характеризующийся быстрым хорошим наполнением и быстрым спадом пульсовой волны) и малый пульс  — p. Parvus, для которого характерно медленное, слабое наполнение  и медленный спад пульсовой волны. Они обычно встречаются с другими формами пульса. Например: celer et parvus  (пульс быстро становится хорошего наполнения и затем наблюдается быстрый спад пульсовой волны), tardus et parvus (пульсовая волна медленно поднимается, достигает малого наполнения и затем медленно спадает).

При помощи пальпации уточняются свойства верхушечного толчка. Для этого исследующий кладет ладонь правой руки на грудную клетку ребенка так, чтобы основание ладони было обращено к левому краю грудины, а пальцы, прикрывали область верхушечного толчка. Верхушечный толчок ощупывается указательным, средним и четвертым слегка согнутыми пальцами. Определяются свойства верхушечного толчка: локализация, площадь, высота, сила.

У здорового ребенка первых двух лет жизни верхушечный толчок пальпируется в 4 межреберье на 2 см. влево от срединно-ключичной линии; с 2 до 7 лет—в 5 межреберье на 1 см. влево от срединно-ключичной линии; после 7 лет—в 5 межреберье по среднеключичной линии или на 0,5 см. кнутри от нее. У здорового ребенка площадь   верхушечного толчка составляет 1-2 кв. см. Если площадь толчка больше 2 кв. см., его называют разлитым, если меньше 1 кв. см.- ограниченным. Высота верхушечного толчка характеризуется амплитудой колебаний в области толчка: различают высокий и низкий верхушечный толчок. Сила верхушечного толчка измеряется тем давлением, которое оказывает верхушка сердца на пальпирующие пальцы — различают толчок умеренной силы, сильный и слабый.

Смещение толчка в больную сторону отмечается при пульмофиброзе с явлениями сморщивания легкого, в противоположную сторону — при экссудативном плеврите, гидротораксе, гемотораксе, пневмотораксе.

Высота величины верхушечного толчка определяется амплитудой колебаний межреберных промежутков. При усилении и ускорении сердцебиений, обширном прилегании поверхности сердца непосредственно к грудной клетке высота толчка увеличивается.

Величина верхушечного толчка явно слабеет (или толчок совсем не определяется) при перикардите, левостороннем экссудативном плеврите, ожирении. В подобных случаях говорят о низком верхушечном толчке. Верхушечный толчок может быть и отрицательным, когда во время систолы участок грудной клетки на месте толчка не выпячивается, а втягивается (симптом Макензи). Отрицательный верхушечный толчок характерен для слипчивого перикардита, при котором перикард сращивается с передней стенкой грудной клетки. Симптом Макензи сочетается иногда с видимым некоторым западением участка грудной клетки в области сердца.

При пальпации области сердца необходимо исследовать сердечный толчок. У здоровых детей сердечный толчок не определяется. При гипертрофии и дилятации правого желудочка появляется выраженная пульсация в области абсолютной тупости сердца и в надчревной области. Для определения симптома «кошачьего мурлыкания» (систолического или диастолического дрожания) необходимо положить ладонь плашмя на всю область сердца. Путем пальпации уточняется характер эпигастральной пульсации. Разлитая эпигастральная пульсация в направлении сверху вниз—признак гипертрофии правого сердца; справа налево—увеличенной печени, сзади наперед—пульсация аорты.

Ощущение симптома «кошачьего мурлыканья» на верхушке сердца во время диастолы, чаще в конце, получило название пресистолического «кошачьего мурлыканья» и является характерным для митрального стеноза, во время систолы на аорте — для аортального стеноза, на легочной артерии — или незаращения Ботталова протока.

Сердечный толчок может быть разлитым, распространяться на грудину, подмышечную ямку, надчревную область. При врожденных пороках сердца длительное усиление сердечного толчка вызывает деформацию грудной клетки в области сердца. Однако не исключается и обратное — влияние врожденных и приобретенных деформаций грудной клетки на локализацию и выраженность сердечного толчка.

 

18. Исследования пульса, его характеристики. Особенности подсчета пульса у детей раннего возраста. Возрастные показатели пульса.

Пульс представляет собой периодически возникающее одновременно с систолой левого желудочка расширение сосудов, видимое глазом или ощущаемое пальцами. Прежде чем приступить к его исследованию, необходимо оценить состояние сосудистой стенки. Для этого 2-м и 4-м пальцами пальпирующей руки сдавливают лучевую артерию, а 3-м (средним) пальцем скользящими движениями вдоль и поперек нее изучают свойства ее стенки (рис. 50). В норме она должна быть мягкой, но упругой. При некоторых заболеваниях (атеросклероз) артерии изменяются и стенки их уплотняются, а ход становится извилистым.

Основным методом определения пульса является пальпация. Ее можно проводить на лучевой, сонной, височной и других артериях (рис. 51). Чаще всего пальпируют лучевую артерию, поскольку она располагается непосредственно под кожей и хорошо прощупывается между шиловидным отростком лучевой кости и сухожилием внутренней лучевой мышцы. При пальпации кисти исследуемого охватывают в области лучезапястного сустава и, нащупав артерии, прижимают их 2—3 пальцами. Исследование одновременно на обеих руках связано с тем, что величина пульса на них может быть неодинаковой из-за разной степени расширения артериальных сосудов. Различный (неодинаковый) пульс наблюдается при сужении просвета или аномалии расположения одной из лучевых, плечевых или подключичных артерий, либо при сдавлении подключичной артерии аневризмой аорты, опухолью, увеличенными лимфатическими узлами. При митральном стенозе пульс также может быть неодинаковым, поскольку резко увеличенное левое предсердие сдавливает подключичную артерию, в результате чего уменьшается приток крови и наполнение пульса слева (симптом Савельева — Попова).

После сравнения величины пульса на обеих руках следует перейти к изучению его свойств на одной руке (если пульс различный на обеих руках — на той, на которой величина его больше).

Ритм пульса определяется работой левого желудочка сердца. Он может быть правильным (регулярным, ритмичным) и неправильным (нерегулярным, аритмичным). Первый свидетельствует о ритмичных сокращениях сердца и характерен для нормальной его работы. Второй наблюдается при мерцательной аритмии и возникает в результате беспорядочных колебаний артериальной стенки.

Иногда на фоне нормального ритма ощущаются добавочные слабые пульсовые волны с последующей удлиненной паузой (компенсаторная пауза). Это так называемая экстрасистолия (внеочередное сокращение сердца). В отдельных случаях она возникает настолько быстро вслед за основным сокращением сердца, что полости его не успевают наполниться кровью и оно сокращается вхолостую — кровь не поступает в аорту, а следовательно, не возникает и пульсовой волны. При пальпации пульса это воспринимается как его выпадение.

Экстрасистолы могут возникать после каждого нормального сокращения сердца (бигеминия), после двух (тригеминия), после трех (квадригеминия) сокращений и т. д. Такое правильное чередование нормальных и дополнительных сокращений носит название аллоритмии.

Кроме того, возможно периодическое выпадение пульса без экстрасистолического (внеочередного) сокращения. Оно наблюдается при неполной атриовентрикулярной блокаде. Это так называемые периоды Самойлова — Венкебаха.

Ритм пульса на вдохе и выдохе может быть разным (учащается на вдохе, замедляется на выдохе). Такая дыхательная аритмия может наблюдаться и у здоровых людей.

При слипчивом и выпотном перикардите (слипание листков перикарда или накопление между ними экссудата) во время вдоха пульсовые волны почти полностью исчезают. Такой пульс получил название парадоксального.

Частота пульса в норме соответствует частоте сердечных сокращений и в среднем равна 60—80 ударов в минуту. Счет пульса обычно проводится в течение минуты (при аритмии обязательно) или полминуты. В последнем случае полученный результат удваивается.

При тахикардии (число сердечных сокращений больше 90 в минуту) отмечается частый пульс. Это бывает при повышении температуры, тиреотоксикозе, миокардитах, сердечной недостаточности.

В случае брадикардии (число сердечных сокращений меньше 60 в минуту) наблюдается редкий пульс. Крайне редкий пульс (40 ударов в минуту и меньше) встречается при полной блокаде предсердно-желудочкового узла.

В ряде случаев, например при мерцательной аритмии, некоторых экстрасистолиях, количество крови, выбрасываемое в аорту левым желудочком, настолько мало, что отдельные пульсовые волны не достигают периферии. Разница между числом сердечных сокращений и пульсовых волн называется дефицитом пульса. При нем число сердечных сокращений всегда больше числа пульсовых волн. Для выявления дефицита пульса необходимо в течение минуты подсчитать число сокращений сердца при его аускультации и пульсовых волн при ощупывании пульса. Однако, поскольку число сердечных сокращений при аритмиях (например, при мерцательной аритмии) может быть неодинаковым в разное время, для более точного определения величины дефицита пульса число сердечных сокращений и ударов пульса следует подсчитывать в одну и ту же минуту. Это делается двумя исследующими.

Напряжение пульса может быть разным, что зависит от величины систолического артериального давления и определяется по силе, с которой надо надавить на артерию, для того чтобы исчезли ее пульсовые колебания.

Твердый пульс характерен для гипертонии и склеротических изменений сосудистой стенки. Мягкий пульс свидетельствует о пониженном тонусе сосудистой стенки, что может быть обусловлено гипотонией (снижение артериального давления крови), кровотечением и т. д.

Наполнение пульса зависит от количества крови, выбрасываемой в аорту левым желудочком сердца. Оно может быть хорошим (полным) и плохим (пустым). Плохое наполнение обусловливается теми же причинами, что и мягкий пульс.

Величина пульса определяется его напряжением и наполнением и зависит от степени расширения артерии во время систолы, а также от ее спадения во время диастолы. При увеличении ударного объема крови, большом колебании давления в артерии, при снижении тонуса артериальной стенки величина пульсовых волн возрастает. Такой пульс называется большим. Он характеризуется высокой амплитудой колебаний. Поэтому его еще называют высоким. Высокий пульс, например, наблюдается при недостаточности аортального клапана, тиреотоксикозе.

В случаях уменьшения ударного объема крови, малого колебания давления в артерии, повышения тонуса сосудистой стенки величина пульсовых волн снижается и пульс становится малым. Он отличается низкой амплитудой пульсовых колебаний, в связи с чем его еще называют низким пульсом. Такой пульс наблюдается, к примеру, при стенозе устья аорты, сужении левого предсердно-желудочкового отверстия.

Едва прощупываемый малый мягкий пульс получил название нитевидного. Он отмечается при значительной кровопотере, острой сердечной и сосудистой недостаточности.

У здорового человека пульс ритмичен, величина пульсовых волн одинакова, т. е. пульс равномерный.

При нарушении сердечного ритма, например при мерцательной аритмии, пульсовые волны могут быть неравномерными, т. е. беспорядочными, и различной величины (из-за неодинакового наполнения).

В случае тяжелых поражений миокарда возможно чередование больших и малых пульсовых волн (из-за слабости сократительной способности сердца). Тогда говорят о перемежающемся (альтернирующем) пульсе.

Форма пульса зависит от скорости изменения давления в артериальной системе в течение систолы и диастолы. Если пульсовая волна быстро поднимается и быстро падает, то амплитуда колебания сосудистой стенки всегда большая. Такой пульс получил название быстрого, скачущего, скорого, высокого. Он характерен при недостаточности аортального клапана. Противоположен скорому медленный пульс, когда пульсовая волна медленно поднимается и медленно опускается. Такой пульс бывает и малого наполнения. Амплитуда колебания сосудистой стенки при этом мала. Данный пульс типичен при сужении устья аорты.

Если вслед за пульсовым расширением лучевой артерии ощущается второе небольшое расширение ее (вторая слабая пульсовая волна), то говорят о дикротическом пульсе. Он наблюдается при понижении тонуса артерий, что бывает при лихорадке, инфекционных заболеваниях.

В первые 2-3 нед. Жизни новорожд-го отмечается аритмия дыхания, поэтому у детей раннего возраста подсчёт пульса производится только в состоянии покоя строго за 1 минуту.

Определение пульса у новорожденного ребенка. — Медицина. Сестринское дело.

I. ЦЕЛЬ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА:

подсчет пульса с целью оценки состояния сердечно-сосудистой системы.

II. ПОКАЗАНИЯ:

назначение врача.

III .СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ: нет.

ВОЗМОЖНЫЕ ПРОБЛЕМЫ: беспокойство ребенка.

IV. ОСНАЩЕНИЕ:

секундомер или часы с секундной стрелкой, температурный лист.

V. Алгоритм выполнения простой медицинской услуги.

Подготовка к процедуре:

  1. Представиться маме, объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить информированное согласие на ее проведение.
  2. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  3. Придать ребенку удобное положение (лежа, сидя).

Выполнение процедуры:

  1. 2-м, 3-м, 4-м пальцами нащупать лучевую артерию, 1-ый палец расположить на тыльной стороне предплечья. Прижать артерию к лучевой кости и прощупать пульс.
  2. Определите: симметричность пульса, ритмичность, частоту, наполнение и напряжение Частота пульса подсчитывается в течение минуты.

Окончание процедуры:

  1. Обработать руки гигиеническим способом, осушить их.
  2. Сделать запись о манипуляции в медицинской документации.
  3. Сравнить пульс с возрастной нормой:

 

Возраст________ Частота пульса. Возраст________ Частота пульса.
Новорожденный 140-160 в мин. Новорожденный 140-160 в мин.
I год_______ ___120-125_______ 4-7 пят_______ __90-110
1 –2года ________110-115_______ 8-12 лет 75-8O_______
2-3 года___ _____105-110_______ > 12 лет_______ 70-75

ПРИМЕЧАНИЕ: места исследования пульса у детей до 2-х лет: височная артерия, сонная артерия, бедренная артерия, подколенная артерия, артерии тыла стопы, незакрытый большой родничок.

ТИПЫ ПУЛЬСА:

Учащение пульса – тахикардия; Замедление пульса – брадикардия.

У маленьких детей — пульс частый, поверхностный, аритмичный.

Робот блога считает, что это может быть вам интересно

  1. Взятие кала на копрограмму, яйца глистов у новорожденных. Сестринское дело.
  2. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ ПО ПЕДИАТРИИ
  3. ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ ПО УЧЕТУ ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ НА УЧАСТКЕ
  4. Проведение профилактических прививок для маленьких детей.
  5. Помощь при рвоте маленькому ребенку (новорожденному)
  6. Оральная регидратация. Сестринское дело.
  7. Техника взятия мазка из носоглотки на коклюш у ребенка
  8. Как ставить горчичники новорожденному ребенку первого года жизни
  9. Как сделать постановку согревающего компресса на ухо ребенку.
  10. Как сделать постановку очистительной клизмы для новорожденных младенцев.
  11. Патронаж к новорожденному и ребенку первого года жизни
  12. Сбор мочи у новорожденных и маленьких детей с помощью МОЧЕПРИЁМНИКА
  13. Сбор мочи у детей раннего возраста. Сестринский процесс.
  14. Применение грелки для новорожденного. Сестринский уход.
  15. Как промерять температуру у новорожденного ребенка. Сестринское дело.
  16. Отсасывание слизи из зева и носа новорожденного ребенка
  17. Кормление ребенка(детей) до года. Сестринский процесс, уход.
  18. Контрольное кормление, взвешивание. Сестринское дело, уход.
  19. Уход за пупочной ранкой. Сестринский уход.
  20. Уход за пуповинным остатком. Сестринский уход.

Стандарт «Подсчет частоты сердечных сокращений (пульса) у детей раннего возраста»

Цель: диагностика

Показания: наблюдение

Приготовьте: часы с секундомером, температурный лист, ручка

Алгоритм действия

1. Объясните матери цель и ход проведения процедуры

2. Вымойте пуки, осушите, согрейте.

3.Ребенка удобно усадите или уложите. Расположите предплечье и кисть на столе

4.Слегка прижмите 2,3,4 пальцами на лучевую артерию, ( 1палец находится со стороны тыла кисти) и почувствуйте пульсацию артерии.

Примечание:

— у новорожденных пульс определяется на плечевой артерии

— у детей до 2х лет на височной артерии;

— у детей старше 2 лет на лучевой артерии.

5.Подсчитайте пульс строго в течение 1 минуты (у детей пульс ритмичный)

6.Запишите результаты в температурный лист.

7.Вымойте руки, осушите.

Примечание: подсчет пульса у ребенка производите во время покоя в течение 1 минуты. Пульс учащается во время плача и при повышении температуры тела.

Частота пульса:

— у новорожденного — 120-140 в мин

— у детей грудного возраста — 110-120 в мин

— у детей 2-4 года — 100-105 в мин -у детей 11-14 лет-80-85 в мин

 

Стандарт « Промывание желудка новорожденным и детям раннего возраста»

Цель: лечебная (удаление из желудка токсического вещества)

Показания: отравление ребенка

Приготовьте: стерильные: желудочные зонды №№ 6,8,10 (тонкий желудочный зонд), пинцет, салфетки, лотки, емкость для промывных вод, 20,0 шприц или шприц Жане, перчатки; фартук, клеенку, пеленки, емкость с кипяченной водой 20-22°С, таз для промывных вод, емкости с дезраствором, ветошь,

Алгоритм действия:

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, оденьте перчатки и фартук.

3.Обработайте поверхность пеленального стола ветошью, смоченной дезраствором, постелите клеенку, пеленку.



4.Достаньте пинцетом зонд из упаковки в лоток, измерьте глубину введения зонда от мочки уха до кончика носа и до конца мечевидного отростка, поставьте метку лейкопластырем, закройте канюлю зонда.

5.Уложите детей первых месяцев жизни и детей в тяжелом состоянии на бок со слегка повернутым вниз лицом, наденьте фартук

6.Поставьте таз для промывных вод у ног ребенка.

7.Возьмите зонд на расстоянии 7-8см от слепого конца как писчее перо, смочите кончик зонда в воде и введите через носовой ход до метки (если во время введения зонда ребенок начал задыхаться, кашлять — немедленно извлеките зонд и повторите процедуру).

8.Наберите в шприц (шприц Жане) 20-80 мл кипяченной воды 120-22°С, присоедините к зонду, поднимите шприц вверх, медленно введите жидкость в желудок.

9.Опустите конец зонда со шприцом вниз, отсосите содержимое желудка, вылейте в таз для промывных вод.

10.Повторите промывание до чистых промывных вод.

11.Отсоедините зонд от шприца, удалите через салфетку.

12. Передайте ребенка матери или положите в кроватку

13. Поместите в емкость с дезраствором пинцет, зонд.

14. Снимите фартук, перчатки, поместите их в КБУ.

15. Вымойте и осушите руки.

Примечания:

-объем раствора для одномоментного введения: новор.-1 мес — 5-8мл/кг; 2-6мес —

8-12мд/кг; 7-12мес — 15-20мл/кг; 1-6 лет — 16мл/кг.

-общее количество раствора для промывания желудка детям: до 1 года определяют по формуле lOOxn, где п число месяцев ребенку, старше года 1000мл*т, где m — число лет;

-во время промывания контролируйте общее состояние ребенка;

-детей старшего возраста можно усадитьна колени помощника так, чтобы он удерживал ноги ребенка своими скрещенными ногами, голову фиксирует одной рукой за лоб, другой обхватывает руки;

-при необходимости соберите содержимое желудка в стерильную емкость для промывных вод и отправьте в лабораторию в сопровождении направления;

 

Стандарт «Обработка полости рта при стоматите»

Цель: лечение.

Показания: стоматиты

Приготовьте: 2% раствор натрия гидрокарбоната или 10-20% натрия тетрабората в глицерине, противогрибковые антибиотики, деревянные палочки с ватой, ватные шарики, марлевые салфетки, резиновый баллон или шприц, пинцет, лоток для стерильного материала, лоток для использованного материала, емкость, пеленку, фартук клеенчатый, емкое! 1 с дезинфицирующим раствором, резиновые перчатки, инструментальный столик.

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

3.Поставьте на инструментальный столик необходимое оснащение

4.Приготовьте лекарственный раствор для орошения: 1 чайную ложку соды на 200мл воды.

5.Орошение полости рта с помощью стерильной салфетки ими палочки с ватой:

-уложите ребенка на пеленальный стол, помощник фиксирует его положение;

-захватите зажимом стерильную салфетку, обернув ее вокруг зажима, смочите в растворе, вращая осторожно зажим легкими движениями, снимите налет;

6.Орошение полости рта резиновым баллоном (шприцем):

-уложите ребенка на колени помощника, фиксируйте левую руку на лоб, правой охватите руки, скрещенными ногами помощник удерживает ноги ребенка;

-грудь и шею ребенка закройте передником внизу, возле подбородка подставьте лоток;

-наберите в резиновый баллон (шприц), лекарственный раствор, откройте рот ребенку и введите баллон (шприц) в полость рта

-сожмите баллон, направив струю к твердому небу

— голову ребенка наклоняйте вначале на одну сторону, затем на другую;

7.Осушите лицо ребенка.

8.Использованные предметы сложите в емкость с дезинфицирующим раствором.

9.Обработайте рабочие поверхности дезинфицирующим раствором.

10.Снимите перчатки поместите в КБУ, вымойте руки, осушите.

 

Стандарт «Соскоб на энтеробиоз с перианальных складок»

Цель: диагностика

Показания: энтеробиоз

Приготовьте: резиновые перчатки, стеклянную баночку с лопаточкой, смоченной в клеоле, стеклограф, бланк направления, емкость с дезинфицирующим раствором

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Маркируйте баночку стеклографом,

3.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

4.Уложите ребенка на левый бок, верхнюю ногу согните в коленном суставе и отведите вверх (если ребенок грудной -уложите на спину и поднимите ноги вверх).

5.1 и 2 пальцами левой руки раздвиньте ягодицы.

6.Возьмите палочку и приложите несколько раз клейкой поверхностью к перианальным складкам и к анальному отверстию.

7.Вложите палочку в баночку.

8.Вымойте и обработайте антисептическим раствором руки в перчатках, снимите перчатки поместите в КБУ.

9.Вымойте руки и осушите.

10.Транспортируйте материал в лабораторию, сопровождайте направлением.

Примечание: перед исследованием — ребенка не подмывать!

Стандарт «Сбор мочи на общий анализ у детей до 1 года»

Цель: исследование.

Показания: диспансерное наблюдение.

Приготовьте : чистая, сухая банка (200мл) с крышкой, резиновый круг, клеенку, пеленку, тарелку, лейкопластырь, направление-бланк,

Алгоритм действия

1.Объясните матери цель и ход проведения процедуры.

2.Выпишите направление в клиническую лабораторию.

3.Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.

4.Постелите на кровать ребенка клеенку.

3. Надуйте наполовину резиновый круг- оберните его пеленкой.

6.Поставьте на клеенку тарелку, поверх тарелки резиновый круг, края пеленки не должны находиться в тарелке.

7.Подмойте тщательно девочку, обсушите, уложите на резиновый круг, фиксируйте вынужденное положение ребенка, накройте пеленкой

8.При затруднении выделения мочи для рефлекторной стимуляции откройте кран с водой или поглаживайте живот и т.д.

9.Слейте осторожно мочу в чистую, сухую банку.

10.Организуйте доставку мочи в лабораторию, прикрепив бланк-направление.

11.Снимите перчатки, вымойте руки, осушите.

Примечание: у мальчиков для сбора мочи используйте пробирку или резиновый напальчник или презерватив, предварительно промойте от талька и смазки.

 


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Место определения пульса у новорожденного ребенка

Особенности при измерении ЧД, АД, пульса у детей. Измерение витальных показателей у детей имеет свои особенности по сравнению с процедурой у взрослого населения.

Подсчет частоты дыхания (ЧД) у детей

Подсчет проводить в состоянии покоя ребенка (лучше, когда малыш спит).

Положить руку на грудную клетку ребенка. Произвести подсчет дыхания строго за одну минуту, так как дыхание у детей аритмичное (вдох и выдох расценивается как одно дыхательное движение).

Оценка результата: новорожденный — 40 — 60 в минуту; грудной возраст — 30 — 35 в минуту; старший возраст — 15 — 20 в минуту.

Измерение пульса у детей

Проводить в спокойном состоянии ребенка.

Лучшее место, где обнаруживается пульс у ребенка до года — плечевая артерия. Искать ее надо на внутренней стороне верхней кон ечности посередине между локтем и плечом.
Слегка надавить двумя пальцами в сторону кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем.

У детей старше года пульс можно искать на сонной артерии. Нащупайте адамово яблоко (выступ в середине гортани) при помощи двух пальцев. Переместите пальцы от адамова яблока в сторону углубления между ним и мышцами шеи. Нажмите на шею, чтобы почувствовать пульс

Чаще всего пульс измеряется на лучевой артерии. Кончиками 2-3-4 пальцев правой руки нащупайте пульс на лучевой артерии в области запястья.

Подсчет пульс а у детей проводится строго за одну минуту, так как он у детей аритмичен.

Оценка результата:
новорожденный — 120 — 140 в минуту; грудной возраст — 110 — 120 в минуту; старший возраст — 70 — 100 в минуту.

Измерение артериального давления (АД) у ребенка

Придать удобное положение ребенку.
Положить руку ребенка ладонью вверх.
Взять манжетку, соответствующую возрасту ребенка (размер манжетки должен составлять 2/3 длины измеряемой поверхности).
Наложить манжетку на плечо ребенка на 2 см выше локтевого сгиба;
Приложить фонендоскоп на область локтевого сгиба на плечевую артерию (без надавливания).
Закрыть клапан резинового баллончика.
Резиновым баллончиком накачать воздух в манжетку до исчезновения пульса на плечевой артерии.
Медленно открывая клапан баллончика, начать выпускать воздух из манжетки.
Зафиксировать цифру на шкале манометра в момент появления тонов (максимальное = систолическое АД).
Зафиксировать цифру на шкале манометра в момент исчезновения тонов (минимальное = диастолическое АД).

Оценить АД ребенка:
Для ориентировочного расчета артериального давления (в мм рт. ст.) у мальчиков старше 1 года можно пользоваться следующими формулами: среднее возрастное: систолическое 90 + 2п, диастолическое 60 + п, где п — возраст детей в годах.
Для девочек от полученных величин систолического давления следует от­нять 5.
Интересно отметить, что сумма частоты пульса и величины систолическо­го артериального давления во все периоды детства равна около 200.

Пульс у детей является очень важным показателем, характеризующим состояние организма. Именно поэтому родителям необходимо ознакомиться с возрастными особенностями нормы сердцебиений.

Отклонения от нормальных значений имеют диагностическую информативность, свидетельствуют о наличии серьезных заболеваний.

Повышение или понижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) характеризует сбой в работе этого органа и детского организма в целом.

Общие сведения

От правильной работы сердца напрямую зависит общее состояние. Важными характеристиками последнего являются частота ударов и сила пульса.

Норма частоты сердечных сокращений не является одинаковой величиной для лиц всех возрастов. Даже в детском возрасте эти показатели разные у грудничков, детсадовцев и школьников. Только по достижении 15 лет у подростков наблюдаются значения, соответствующие средним у взрослых людей.

Следует отметить, что ЧСС является непостоянной величиной и во многом зависит не только от возраста ребенка, но и от факторов. Например, на пульс влияют физические нагрузки, эмоциональный настрой, природные явления и наличие/отсутствие в организме патологических процессов.

Показатели нормы

Особенностью частоты пульса в детском возрасте является тенденция к снижению количества ударов в минуту.

Наглядным примером этого являются значения, указанные в таблице по возрасту, где есть показатели, соответствующие разным возрастным категориям.

Норма пульса (ударов/минуту)

У новорождённых в первый месяц жизни

После 15 лет средняя частота пульса приходит к значениям, считающимся нормой для взрослых людей, и устанавливается в диапазоне 60 – 90 ударов/мин. В дальнейшем именно эти показатели считаются допустимыми до наступления пожилого возраста.

Какие факторы могут привести к отклонениям

Пульс у детей, в первую очередь, зависит от возрастной категории. У новорожденных нормой признаются самые высокие значения. По мере взросления ребенка частота пульса постепенно снижается, и это тоже считается нормальным явлением.

Показатели пульса – достаточно неустойчивые состояния. Эти значения могут варьироваться на фоне:

  • общего состояния ребенка;
  • изменений температурного режима тела;
  • физической подготовленности организма;
  • эмоционального состояния;
  • излишнего или недостаточного веса ребенка;
  • положения тела и времени суток во время измерения пульса.

Незначительные отклонения наблюдаются при длительном пребывании в душном помещении или во время очень жаркой погоды.

Это происходит вследствие проявления адаптационных процессов, осуществляющих защитную реакцию детского организма в ответ на влияние внешних и внутренних изменений.

Отклонения от нормы проявляются в любом возрасте, но не всегда они говорят о патологических проблемах у ребенка. Чтобы не пропустить развитие серьезных заболеваний, связанных с повышением или снижением ЧСС, следует регулярно следить за этими показателями.

Причины возрастных изменений пульса

Внимательное изучение таблицы дает возможность проследить факт, что у грудничков частота ударов практически в два раза выше, чем у подростков. Но уже с 12-13 лет пульс значительно понижается и почти не отличается от значений у взрослых.

Причины данного явления заключаются в следующих физиологических особенностях формирования органов и систем:

  • изменяющаяся способность сердца выталкивать определенный объем крови;
  • значительное увеличение протяженности сосудистой системы;
  • нарушение эластичности сосудов.

Большая роль в осуществлении процесса сердечных сокращений принадлежит изменениям, происходящим с набором веса органа.

Сердце новорожденного ребенка весит не более 20 – 30 г. Одним толчком оно способно вывести не более 3 – 4 мл жидкости. Тогда как у взрослого человека в результате сердечного сокращения в кровеносную систему выталкивается 75-80 мл крови, а сам орган весит почти 250 г.

Эта разница лежит в основе более высоких показателей частоты пульса у малышей и выравнивания значений к подростковому возрасту.

Влияние других факторов

На состоянии ритма сердца сказываются не только эмоциональные перегрузки и воздействие летней духоты.

Ускорение частоты ударов

Этому состоянию способствуют физические нагрузки. Они сопровождаются увеличением частоты пульса в 3 – 4 раза. Такие отклонения считаются нормой, если они имеют временный характер и сопряжены с двигательной активностью или выполнением трудового процесса.

Замедление пульса

Низкий пульс на фоне спокойного состояния и без отклонений в самочувствии наблюдается у детей, обладающих окрепшей сердечной мышцей, и свидетельствует о хорошей физической форме ребенка.

Так, например, у подростков, занимающихся спортом, пульс может опускаться до 45 ударов/мин. Это не является патологией.

О каких заболеваниях свидетельствуют высокие показатели

Кроме состояний, когда отклонения от нормы не являются признаком заболеваний, возникают ситуации, свидетельствующие о серьезных патологических процессах.

Учащение пульса

Переутомление, общая слабость, связанная с патологией сосудистой системы, могут сопровождаться высоким пульсом даже в состоянии покоя. Это указывает на вероятность тахикардии или аритмии.

Среди причин, вызывающих увеличение ЧСС относительно нормальных показателей на 15-18 %, отмечаются:

  • превышение допустимой физической нагрузки;
  • низкий гемоглобин крови;
  • воспалительный процесс, сопровождающийся повышением температурного режима;
  • сердечная недостаточность;
  • заболевания эндокринной системы;
  • патологии дыхательных органов.

Подобная ситуация требует обязательного обследования и адекватного лечения.

Как нормализовать показатели

Нарушение частоты пульса у детей является опасным симптомом, если оно возникает часто и не связано с физической нагрузкой или эмоциональным возбуждением.

Минимизировать риск, сопряженный с отклонениями ЧСС от нормы, удается при выполнении простых рекомендаций:

  1. Необходимо, чтобы ребенок ежедневно делал простые физические упражнения. Нагрузка увеличивается постепенно. Достаточно уделять занятиям 20 – 30 минут в день.
  2. Обязательной профилактической мерой является длительное пребывание на свежем воздухе.
  3. Благоприятное воздействие на состояние сердечной мышцы оказывают пешие прогулки и активные игры на детской площадке.
  4. Сбалансированное питание, богатое витаминами и необходимыми микроэлементами – залог хорошего состояния сосудов.
  5. Не рекомендуется вводить в меню малыша жирные, жареные, осрые и очень соленые блюда.
  6. Соблюдение режима дня. Нужен полноценный сон, отсутствие стрессов, дозировка просмотра телепередач и компьютерных игр. Это также положительно скажется на общем состоянии ребенка.

Снизить высокий пульс в домашних условиях помогут простые действия.

Вот некоторые из них:

  1. Освободить область шеи и груди от тесной одежды, чтобы обеспечить доступ воздуха.
  2. Полежать спокойно, расслабив все тело.
  3. Ладошками легонько надавливать на закрытые веки 5-10 секунд.

Существуют специальные препараты для снижения частоты пульса. Однако их применение допускается только по назначению врача.

Замедленные ритмы сердца

В отличие от редкого пульса при хорошем самочувствии у детей, активно занимающихся спортом, понижение показателей может свидетельствовать о брадикардии при появлении следующих симптомов:

  • нестабильность артериального давления;
  • быстрая утомляемость и слабость;
  • головокружение;
  • нездоровый цвет лица.

Отклонение пульса от нормы при таком состоянии здоровья становится показанием к коррекции ситуации после тщательного обследования.

Способы измерения

Необходимо учитывать, что показатели ЧСС разные в состоянии активного бодрствования, сна и в момент пробуждения. У грудничков пульс увеличивается во время кормления и при длительном громком плаче.

Поэтому измерять частоту пульса лучше после ночного отдыха или дневного сна.

Посчитать частоту ударов можно, приложив пальцы к крупным венам.

У грудничков это легко сделать, нащупав артерию на виске. Сосуды в области запястья – хорошая зона для измерения пульса у детей постарше.

Не обязательно отсчитывать толчки в течение минуты, достаточно будет и 30 секунд. Затем полученный результат умножается на два. Однако этот метод не даст точных показателей при наличии у малыша аритмии. Поэтому разумнее будет взять секундомер и точно отсчитать сердечные удары в течение одной минуты.

О чем говорят отклонения от допустимых границ

Нормальный пульс свидетельствует о хорошем состоянии сердца, сосудистой системы и органов дыхания.

Если частоты сокращений отличается от нормальных показателей, это может быть следствием неправильного проведения процедуры измерения. Следует провести измерение повторно.

Обнаружение отклонений от нормы при неоднократных замерах указывает на наличие серьезных заболеваний, связанных с работой сердечной мышцы и возможными нарушениями функционирования сосудистой системы. В большинстве случаев это аритмия, тахикардия или брадикардия.

Кроме этого, нарушение сердечного ритма свидетельствует о вероятности развития патологических процессов, связанных с дыхательной, эндокринной или кроветворной системой.

Это опасные состояния, пагубно влияющие на детский организм и требующие немедленного обращения к врачу с целью тщательного обследования и коррекции ЧСС.

Систематическое наблюдение за состоянием пульса позволяет своевременно выявлять негативные проявления в функционировании важнейшего органа, от которого зависит не только здоровье, но и жизнь ребенка.

Определение частоты дыхательных движений,

Измерение артериального давления.

Исследование пульса.

Цель: диагностическая, оценка состояния дыхательной системы.

Показания:согласно назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы: беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента:успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Секундомер или часы с секундной стрелкой
  • Фонендоскоп
  • Температурный лист, ручка

Последовательность действий:

  1. Успокоить ребёнка или подождать, когда он заснёт (у детей раннего возраста ЧДД лучше считать во сне, поднеся фонендоскоп к носу ребёнка).
  2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).
  3. Вымыть руки. Сесть лицом к лицу ребёнка.
  4. Взять его руку в области пульса и положить вторую руку на живот или грудную клетку ребенка, не фиксируя его внимание на производимом подсчете.
  5. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту (делая вид, что считает пульс с целью отвлечения ребёнка).
  6. Записать полученные данные в температурный лист или в лист наблюдения и сравнить с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Подъём температуры тела сопровождается увеличением частоты дыхания:

на каждый градус её повышения ЧДД увеличивается на 4 дыхательные движения

Соотношение частоты дыхания к пульсу: новорождённый 1 : 2,5-3

у более старших 1 : 3,5-4

у взрослых 1 : 4

  1. Чем моложе ребёнок, тем поверхностнее у него дыхание.
  2. В первые 2-3 недели у новорождённого ребенка отмечается аритмия дыхания.
  3. Тип дыхания:в раннем возрасте брюшной, в 3-4 года преобладает грудное дыхание,

в период полового созревания: у мальчиков брюшной тип, у девочек — грудной тип дыхания.

Возрастные нормы ЧДД

ВозрастЧастота дыхательных движений
Новорождённый40-60
1 год
5 лет
10 лет
15 лет16-18

Определение частоты сердечных сокращений

Цель: диагностическая, оценка состояния сердечно-сосудистой системы.

Показания:назначения врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребёнка, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности:не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента:успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

· Секундомер или часы с секундной стрелкой.

· Температурный лист, ручка

Последовательность действий медсестры:

  1. Успокоить ребёнка, придать удобное положение.
  2. Вымыть и согреть руки.
  3. Уложить предплечье и кисть обследуемого на горизонтальную поверхность (при измерении пульса на лучевой артерии).
  4. Найти 2,3,4 пальцами правой руки пульс на лучевой артерии, слегка прижать её к лучевой кости или приставить фонендоскоп к области сердца.
  5. Подсчитать количество пульсовых волн (ударов) за одну минуту.
  6. Определить: симметричность пульса, ритмичность, наполнение и напряжение
  7. Записать результат в температурном листе или в листе наблюдения, сравнив с возрастной нормой.

Примечание:

  1. Детям раннего возраста предпочтительнее исследовать пульс на плечевой артерии: слегка надавить на внутреннюю поверхность руки посередине между локтем и плечевым суставом по направлению к кости, одновременно поддерживая наружную часть руки большим пальцем.
  2. Пульс на бедренной артерииисследуют в паховой области при выпрямленном бедре с небольшим его поворотом кнаружи.
  3. Иногда пульс определяют на височной артерии(выше наружного края надбровной дуги), в области незакрытого большого родничка.
  4. Нужно помнить, что определение пульса на сонной артерии у детей раннего возраста может привести к сдавливанию дыхательных путей и развитию ларингоспазма.
  5. Пульс определяют в покое, можно во время сна.
  6. Пульс в детском возрасте лабилен: крик. плач, подъём температуры тела вызывают его заметное учащение:на каждый градус повышения температуры тела более 37ْ С частота пульса увеличивается ориентировочно на 10 ударов.
  7. Для пульса характерна дыхательная аритмия: на вдохе он учащается, на выдохе — урежается.

Возрастные нормы ЧСС.

ВозрастСредняя частота пульса
Новорождённый120 -140 в минуту
1 год120 -125 в минуту
5 лет100 в минуту
10 лет80 — 85 в минуту
15 лет70 — 75 в минуту

Измерение артериального давления у детей

Цель: диагностическая, оценка деятельности сердечно-сосудистой системы.

Показания: нарушение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, мочевыделительной и других систем, контроль состояния по назначению врача.

Противопоказания: нет.

Возможные проблемы:беспокойство ребенка, чувство страха, отказ от проведения процедуры. Негативное отношение матери к проведению манипуляции, недоверие медперсоналу.

Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра.

Подготовка пациента:успокоить ребенка и мать, объяснить цели проведения манипуляции, убедить в необходимости проведения процедуры. Провести инструктаж о ходе выполнения манипуляции.

Оснащение:

  • Тонометр
  • Фонендоскоп
  • Ручка
  • Температурный лист или лист наблюдения

Последовательность действий медсестры:

  1. Вымойте руки.
  2. Удобно усадите или уложите ребёнка.
  3. Уложите руку ребёнка в расслабленном состоянии на опору (стол, кровать) ладонью кверху.
  4. Наложите манжетку на обнажённое плечо на 2 см выше локтевого сгиба так, чтобы между нею и поверхностью плеча мог пройти указательный палец.
  5. Поставьте фонендоскоп на область локтевой ямки в месте прохождения артерии.
  6. Закройте вентиль на груше и накачивайте воздух в манжетку, фиксируя момент, когда в сосуде исчезнет звук пульсации крови.
  7. Откройте вентиль и постепенно выпустите воздух из манжетки.
  8. Заметьте цифру на шкале в момент появления первого звукового тона, что соответствует величине систолического (максимального) давления
  9. Продолжайте выпускать воздух из манжетки, заметив цифру на шкале в момент исчезновения тона, что соответствует величине диастолического (минимального) давления.
  10. Запишите показания в виде дроби (в числителе – систолическое давление, в знаменателе – диастолическое)

Примечание:

  1. Для определения АД аускультативным методом используют возрастные манжетки: ширина её должна составлять половину окружности плеча ребёнка. При отсутствии их используют стандартную манжету шириной 13 см, но с обязательной коррекцией величины АД по специальной таблице.
  2. АД рекомендуется измерять в одни и те же часы, после 10-15- минутного отдыха на правой руке (первый раз на обеих руках) трёхкратно с интервалом в 3 минуты, каждый раз полностью выпуская воздух из манжетки.
  3. Предпочтительнее располагать манжетку на уровне сердца.
  4. Иногда у детей раннего возраста измеряют АД пальпаторным методом,который определяет только систолическое давление по моменту появления пульса на артерии при выпускании воздуха из манжеты (величина систолического давления при этом на5-10 мм.рт.ст. ниже величин, получаемых аускультативным методом).
  5. Ориентировочный уровень максимального АД:

у детей первого года жизни 70 + п, п – месяц жизни;

у детей более старшего возраста: 80 + 2П, гдеП – год жизни

(допустимые колебания + 15)

Минимальное АД составляет 2/3 – 1/2 максимального.

  1. АД следует измерять и на ногах. Манжета должна захватывать примерно 2/3 бедра:

ребёнка укладывают на живот, манжету накладывают на среднюю треть бедра, на 3 см

выше надколенника, фонендоскоп ставят на подколенную ямку (место расположения подколенной артерии).

Показатели АД на верхних конечностях примерно на 10 мм ниже, чем на нижних.

  1. В процессе измерения АД у детей дошкольного и школьного возраста не следует называть, а тем более комментировать величины АД, т.к. это может стать причиной тягостных переживаний пациента.

Дата добавления: 2015-10-12 ; просмотров: 3291 . Нарушение авторских прав

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *