Что такое эвритмия – причины, основные виды, симптомы и лечение, диагностика, первая помощь при нарушении частоты сердечного ритма

Эвритмия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июля 2015; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 июля 2015; проверки требуют 8 правок.

Эвритмия (др.-греч. εὐρυθμία — уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность) — искусство художественного движения, появившееся в начале XX века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец и пантомиму, с поэтической речью или музыкой. Эвритмическое движение является по характеру художественным и одновременно целительным, потому что основано на глубоком переживании и понимании красоты и законов музыки и речи.

Эвритмия как художественный принцип и педагогическая методика была разработана Рудольфом Штейнером и достаточно быстро получила широкое распространение в мире.

[1] Она используется как в вальдорфской педагогике, так и в традиционном образовании как дополнительная возможность самовыражения для детей и взрослых.

У истоков этого искусства движения стояли известные личности, такие как Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Маргарита Волошина (Сабашникова), Ася Тургенева. Одной из первых русских, получивших указания об исполнении русской эвритмии от Рудольфа Штейнера, была эвритмистка Татьяна Киселёва, автор биографической книги.

По назначению различают эвритмию педагогическую, сценическую, гигиеническую и лечебную. Эвритмическое образование длится 4-5 лет, как в России, так и в других странах. Преподавать эвритмию имеет право только дипломированный специалист.

Эвритмия — категория древнегреческой эстетики. Этот термин, введенный Аристотелем (384—322 гг. до н.э.), обозначал качество, которое позднее стали именовать словом «гармония» (согласие, созвучие, совершенная целостность). Древнеримский зодчий Витрувий в трактате «Десять книг об архитектуре» (18—16 гг. до н. э.) определил этим понятием «видимую соразмерность». Под симметрией Витрувий понимал «простую соразмерность», или метрическую норму, а под пропорциями – закономерную повторяемость, ритмическую, или динамическую, организацию элементов композиции. Эвритмия, таким образом, представляет собой наиболее общее понятие, это «приятная внешность и подобающий вид» (лат. venusta species et commoduscue aspectus)

[2].

В античном искусстве существовали две концепции «красоты формы», условно называемые «симметрической» и «эвритмической».Эвритмический тип гармоничных отношений, или пропорций, в практике античной архитектуры связывали с динамическими свойствами наклонных и диагональных линий; вертикаль и горизонталь соотносили с симметрией. Применительно к новейшей эстетике можно сказать, что эвритмия — это не просто гармоничные отношения частей формы, а более сложная целостность, включающая рациональные и иррациональные свойства, зрительное, или пластическое, движение и экспрессивную выразительность.Позднее два полюса формальной организации художественного произведения получили идеологическое содержание, их стали различать как «классическое» и «современное».

Еще одно позднейшее значение термина «эвритмия» — искусство соединения движения, света и музыки. Именно в этом смысле термин «эвритмия» использовал Рудольф Штайнер. В 1913—1919 гг. по его проекту в Дорнахе близ Базеля (Швейцария) было сооружено из дерева необычное здание: Гётеанум (Goetheanum). «Храм мудрости» под руководством создателя антропософии строили энтузиасты из разных стран мира. Штайнер вначале назвал свое детище «Дорнахской постройкой», затем «Иоанновым зданием» (Johannesbau), по имени одного из персонажей своих драматических мистерий, а с 1918 г. — Goetheanum — по латинизированной форме имени И. В. Гёте, великого немецкого поэта, посвященного в рыцари ордена розенкрейцеров, идеи, темы и образы которого Штайнер использовал в своем творчестве. В концепции Р. Штайнера получили развитие идеи Р. Вагнера о единении искусств (гезамткунстверк). Новый вид искусства, соединяющий драму, свет, цвет и музыку австрийский мистик обозначил аристотелевским термином «эвритмия». Здание Гётеанума предназначалось для «художественно-драматических изображений» и должно было стать «воплощением живых элементов духоведения», но не в традиционных формах аллегории, символа, эмблемы, а посредством «органического формообразования». В новогоднюю ночь на 1 января 1923 г. деревянное здание сгорело. В 1924—1928 гг. построили новое из бетона. Внутри имеются росписи, витражи, выражающие, по определению Штайнера, «вибрации всех искусств»

[3].

любимое духовное детище Р. Штейнера

«Вначале было слово, и слово было от Бога»

Философы считают, что знают о звуках нечто большее, чем фонетическая значимость. Антропософ Р. Штейнер (антропос — человек, софия — мудрость) считает, что мы в отношении языка стали сморщенными, как высохшие сливы. Он использует работу со звуками, чтобы вернуть человеку духовное понимание мира, вернуть речи ее живую сущность, одухотворить интеллект. Им создана методика эвритмии, духовного целительства, основанная на работе со звуками языка немецкой речи.

Сам термин эвритмии обозначает «движение, направленное душевным импульсом». Смысл звука обнажается и становится ясен в пластическом действии — движении. Эвритмия — это видимая речь, где жест и звук слиты воедино с душой человека.

Я работала уже несколько лет по своей методике, когда меня познакомили с эвритмией. Знакомство произвело на меня необыкновенное впечатление. Предлагаю читателю читателю некоторые сведения о удивительнейшей философией и практической методикой эвритмии. Это — комплекс духовно ориентированных, медитативных, процессуальных упражнений. В эвритмии благодаря пластике и жесту мы глубоко ощущаем смысл и существо каждого слова и звука. «При помощи эвритмии мы можем проделать с телом такие вещи, которые воздействовали бы на душу и продвигали ее вперед в моральном, познавательном отношении и в отношении чувства». Боги эвритмизировали, создавая мир. Каждое их движение рождало и отражало определенный принцип мира. Этот принцип приобрел концентрированную форму в звуках. Эвритмизируя, душа учится жить в теле. Внутреннее понимание звука позволяет сделать видимой пластичную сущность звуков. Вибрируя телом, можно попадать в звук. Выговаривая алфавит, вы погружаетесь в форму эфирного тела и сообщаете, формируете ее в воздухе. Эвритмическое вытекает из чувства нашей души. Звукоречь — процесс, пронизанный чувством, позволяет войти реально в наполненность чувством, отдаться непосредственному ощущению. Жесты выражают чувства и настрой души. Они естественны, если наполнены художественным содержанием. Изображение в эвритмии является несовершенным, если человек еще борется с чем-то, что продолжает оставаться его «телом» и не становится душой. Если руки не движутся, а бросаются и представляются для души чем-то тяжелым — эвритмический процесс не освоен. Процесс познания включает активность души. Откровение главных душевных состояний, мышления, чувствования и воли, позволяет сопоставлять их с природными стихиями. В эвритмической системе выявляется психологическая сущность сущность звука, выраженная в жесте и движении. Гласные звуки исходят изнутри, в соответствии с чувствами, отражают внутреннее переживание. Ими мы высказываем себя. А, О-спокойны, И, Э, У-полны огня. А — жест приятия, удивления, человек в высшем совершенстве, О — исполненная понимания позиция. Согласные копируют образ того, что вне нас. Они всегда отражение образа внешних форм. Выталкиваемые звуки Д Т Б П Г К М Н -проявления человеческой сущности, которую хотят сохранить во внешнем мире. Поток воздуха внутренне связан, выражая симпатию к себе. В выдуваемых звуках Х Ч Й Ш С Ф В мы бежим вслед за движением, проявляя симпатию к внешнему миру, будучи вовлечены в ток, идущий от внешнего мира, сопровождая его. У этих звуков нет очертаний. Р и Л -движение в самом себе, а не отдача себя. Р — воспроизводится легко, с раскачиванием. Л — волнующийся звук — тело движется само по себе, ритмически раскачиваясь, с колебаниями.

Пройдя алфавит, мы в звуках высказываем тайну человека. Каждый звук несет что — то свое. Эвритмия — искусство исцеления. Мы идем назад, к Божественным формам. Душевная атмосфера должна быть в преподавании. «Все тело должно стать душой. Состояния души мы выражаем в движении», — учит Р. Штейнер.

Рассмотрим теперь жесты и чувства звуков в эвритмии.

Звук А в эвритмии соответствует жесту приятия, удивления, «человек в высшем совершенстве». Жест А — также жест приятия. Охватываете кистями рук пространство, как 2 различными направлениями, ощущая это в мускулах. Силы, струясь через твои руки, сливаются в твоей груди. Этот жест — центростремительный, охватывание идущего навстречу. Звук А психологически означает также удивление, изумление. Удивляющийся человек и есть человек в своем идеальнейшем развитии, высшем совершенстве.

Если слово содержит А, в нем всегда слышится удивление. Сложно достичь познания человека, во всей полноте, духовно — душевно — телесного.

Б — окутывающее, покрывающее, хижина, домик для человека, предоставление защиты Б — жест заполненного пространства, обнимающего, охраняющего это существо.

В — стремящийся поток, все, что странствует. Вместо прочного пристанища -лес или иной защитный покров. Звук обозначает подвижную оболочку, существо в движении, с аллитерацией.

Г — внутреннее наполнение силами природы, естественное для человека, самоукрепление в отношении душевных сил.

Жест Д — указание перстом, разбрасывание лучей, обращение внимания, выделение, указание.

Звук З похож на С, но вызывает веселое настроение. Жест З — подступающее, берущее начало из легкости. З надо ощущать в нижней части руки.

И -быть любопытным, а затем догадаться.

В звуке самоутверждение, разумно подражающее другой форме. Жест И означает, что мы идем из центра наружу.. Какое-то течение исходит из сердца через руки и ноги, ощущение и чувство вытягивания, не обхвата ( как у А).

К создает круглую форму.

Л — нечто творческое, образующее начало, ощущаемое как нечто реальное. Это побеждающая материю, формирующая сила. Звук Л — волнующийся звук, колеблет внутренне существо, волшебно чарует, формирует, то держат в своей власти. В жесте что-то чарующее. Ваши руки становятся гибкими сами по себе. Не идти за звуком. Есть два движения-звука и тела. В волнующемся звуке — движение тела само по себе.

М-ощущается глубоко. Все понимает, находится в созвучии, разумно подражает, приемлет, понимает, проникает. Жест М-приятие, взятие, руки несколько вперед (как хобот слона). Звук М может иметь другую трактовку , «орлиный нос», и замороженный жест «вижу насквозь». Тогда вы сперва приемлете, затем проникаете, после принимаете. В жесте само собой разумееющееся приятие, в конечном итоге понимание.

Н-отклоняющее, ироническое понимание, отстранение от себя, само собой разумеющееся.

О — восприятие себя, соединение с собой, исполненная понимания позиция к другому, тому, что вызывает удивление. Жест О предлагает почувствовать любовь, охватить сознанием другое существо. Можно выразить переживание человека через руки, гибкие, округлые, охватив это существо руками (полукругом).

Р — дрожащий звук, вертящееся, катящееся, с грохотом кружащее, крутящееся, власть над материей, идущая из духовного, нечто посередине между отдачей себя и самоутверждением, вызывает сдержанное отношение в духовно-душевном существе, верчение и поворачивание суждения, желающее удержать для себя то, что им порождается.. Жест производится легко, с раскачиванием .колесом. Что не кругло, принимает округлую форму.

С — проникает в самые глубины существа, колеблется, извивается. В самое сокровенное существо проникает некое успокаивающее влияние, но его можно и опасаться, остерегаться. Жест властно отклоняется. В этом жесте мы заставляем наше тело бежать за звуком, который вы образуете руками. При выдуваемых звуках мы бежим вслед за движением. Надо держать тело во власти и вибрируя им, попадать в звук. Дифтонг ай—любовное прикосновение, прижимание.

Т — полное глубокого значения излучение сверху вниз. Лучи посылаются с неба на землю. В звукосочетаниии Тао есть что-то веское, творческое.

У — душевно охлаждающее, оцепеняющее, как внутреннее переживание. Жест У в удаленности, держании за самого себя, в сдержанности При выполнении — сближение рук или ног во возможности теснее.

Х — нечто привевающее, приходящее веяние.

Ф — выпускает дыхание из себя. Дыхание -это то, при помощи чего Божества сотворили человека. В дыхании, дуновении — вся мудрость человека. Переживание сущности, интимности, мудрости через технику дыхания., сознание пронизанности мудростью, спокойное господство. Жест-подражание многозначительному сознательному выдыханию (с остановками): мудрость во мне, я ее выдыхаю.

Ш выражает что-то сдувающее прочь, дующее мимо.

Ц — состояние легкости, толкание. Жест принимает материальное в духовное и возвышает его. Жест заставляете что-то полететь вверх. Это нечто лежит на плоскости рук, подлетает вверх, берет начало из легкости, выражая власть духовного.

Е(Э) означает: он мне что-то сделал, но я отражаю, держусь стойко. Жест выражает устойчивость при прикосновении. Это жест скрещивания рук, противостояния происшедшему.

В спонтанном жесте мы подражаем душевному жесту. Благоговение — это необычный настрой души. Выразим его так: предплечья опущены вниз, прижаты к телу, а руки от локтя обращены вверх. Драматический жест: левая рука в бок, правое предплечие опущено, указательный палец поднят вверх. А вот жест «проклятый умник»: левая рука сильно изогнута крючком, правая — показывает вверх («это я сделал бы умнее, чем ты»). Жест веселости: руки вверху, раздвинув пальцы, жест насыщенности: руки к груди. Жест резкого самоутверждения: стоя на левой ноге, вытянув вперед руки, несколько оттянуть кисти назад. Жест сердечности: опираемся на переднюю часть стопы, большой палец касается указательного. Жест любезности: слегка приподнимая пятку, поднять левую руку округло вверх над собой, а правую — несколько вниз.

Откровение душевных состояний выражено в мышлении, чувствовании, волеизъявлении. Мышление -это прямая линия. Чувствование — прямые и кривые.линии. Волеизъявление — кривая линия. Тайна в себе — это круг. То, что оказывают впечатление на органы чувств, выражается в угловых движениях, идущих назад. Духовно — созерцательное действие отражают округлое движение дугами вперед, духовно — сущностное действие — округлыми движениями с дугами назад. Сострадание, благожелательность обозначаем волнистой линией.. Междометия — наклоном тела или грациозным прыжком, прыгая на носок, а потом на ступню. Выражая пассивное отношение — выступаем вперед, если активное — то назад.

Итак, звуки выражают душевное состояние и природные стихии. Вибрируя телом, можно попадать в звук. Внутреннее понимание звука позволяет сделать видимой его пластическую сущность. Р Штейнер внутренне связывает звуки с планетами и знаками зодиака. В эвритмии А-Венера, Б-Дева, В — Овен, Г-Стрелец, З-Скорпион, И — Меркурий, Л-Козерог, М-Водолей, Н — Рыба, О-Юпитер, Р-Телец , С — Весы, Т-Лев, У — Сатурн, АУ — Солнце, Ф — Рак, Х — Близнецы , Э — Марс, ЭЙ — Луна.

Эвритмия открывает путь к духовности, выявлением пластики сущностных начал. Самопознание, самоосознание — единственный путь к спасению, по мнению Р. Штейнера. Интеллект должен открыть дорогу духу.

Мне доставило глубокое удовольствие познакомится и воочию присутствовать на концерте художественной эвритмии, который был дан для гомеопатов в зале дома Ученых. Нежные туники, голубые, розовые и палевые, мегкая волнующая музыка и воздушные движения, наполненные мыслью очаровали присутствующих. Мне стало известно, что в Германии и у нас в России существуют Академии эвритмии. Это — школы духовного развития, напоминающие древние школы «посвященных».

Отметим существенные отличия способа ЗДЭГС от главного аналога — метода эвритмии. Несмотря на смысловое единство между мысленным образом и его пластическим выражением, в эвритмии не существует вводного, интимно связующего физиологического мостика. Понятие пластического выражения звука в требует глубокого умственного осмысления. Дистанцию между звуком и движением можно восполнить дыхательной пластикой, на деталях которой обычно не фиксируется сознательное внимание. Для работы с тонкими сигналами нужна сверхчувственная творческая атмосфера, особая настроенность сознания. Полезным навыком для при эмоционально — энергетическом и пластическом воспроизведении звукообразов становится последовательное проведение звука по всем каналам чувственного и физиологического восприятия. Соединяется пластика движения и дыхания.

Отличие способа звуковой дыхательно — эвритмической гимнастики саморегуляции от способа классической эвритмии в том, что осязаемая через пластику движений речь дополняется произнесением звуков, с акцентами на всех их функциональных элементах речевого дыхательного процесса. Мы вводим элемент эвритмизирования дыханием, которое позволяет легче включаться в ритм выполнения задания по раскрытию сущности множественных эмоционально-энергетических образов, способствуя созданию медитативной, творческой, эмоциональной атмосферы. Дыхание является бессознательным актом, связывающим все системы жизнеобеспечения. Интеграция психического и физического действия путем организации пластического процесса будет более полной и обоснованной с использованием дыхательной эвритмии. Процессуальное пластическое дыхание позволяет создать более гибкую систему проводников от сознательной к бессознательной регуляции. В процессуальном дыхании — большой потенциал самооздоровления. По сравнению с другими дыхательными гимнастиками, процессуальное звуко-пластическое дыхание не требует произвольного сосредоточения на ритме или искусственно вводимых элементах.

Данный метод имеет самостоятельное диагностическое значение. Во время воплощения разных функциональных состояний и образов, исполнения тонких элементов проявляются скрытые психологические и функциональные нарушения, которые можно идентифицировать по отношению к системам и органам и к индивидуальному способу адаптации, контролируя состояние в динамике.

17. Что за предмет Эвритмия и для чего он нужен ребенку?

Рудольф Штейнер(Штайнер) (нем.Rudolf Joseph Lonz Steiner,27 февраля[Прим 1]186130 марта1925) — австрийский философ, эзотерик, социальный реформатор и архитектор. Первичное признание получил как исследователь наследияГётеи его теории познания[1]. В начале двадцатого века основал духовное движениеантропософию, эзотерическую христианскую философию, берущую начало в европейскомтрансцендентализмеи перекликающуюся стеософией.

Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.

В переводе с греческого человека эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.

Речь – самая дифференцированная форма человеческого движения – в эвритмии распространяется на весь организм. Когда ребенок учится проговаривать звуки, он совершает невидимый волевой поступок, который в эвритмии получает зримое выражение. Проходящий через лёгкие и гортань воздух ормируется при помощи губ, зубов, неба, и этот воздух, по сути, не что иное, как воздушные жесты. И этим воздушным жестам, а также движениям органов речи, можно подражать посредством движений рук, движений в которых участвует весь человек.

При этом воля становится активной и охватывает всего человека. Исполняя эвритмию, мы имеем дело не только с культурой воли, но и с глубоким переживанием тех сил, которые несут звуки речи: гласные и согласные. Гласные звуки больше связаны с внутренним переживанием души, и выражаются геометрическими фигурами. Например: А – удивление, восхищение – руки широко расставлены и вытянуты вверх, Е – противопоставление, руки согнуты и пересекаются в запястьях, И – жест самоутверждения, руки вытянуты по диагонали, одна рука поднята вверх к свету, другая опущена вниз в темные сферы. О — мы обнимаем мир в любви- обеими руками делаем круг.

Согласные звуки связаны с планирующими, формообразующими силами внешнего мира. При выполнении согласных звуков крайне важно ( в отличие от гласных) иметь не чувство выпрямления, изгиба, расширения, но выполняя звук, представлять себя в форме этого согласного, в какой-то мере наблюдать самого себя. Каждому гласному и согласному звуку соответствует специфическое движение. Таким образом, человек, исполняющий эвритмию, становится, в своем целостном движении, образом волевых, пластицирующих и душевных сил, задействованных в звукообразовании.

18.К.Д. Ушинский о труде как факторе воспитания

Ушинский Константин Дмитриевич (1824 — 1871) Основположник отечественной педагогической науки.

(19 февраля (2 марта)1824,Тула— 22 декабря 1870 (3 января1871),Одесса) — русский педагог, основоположникнаучной педагогикивРоссии.

К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки. В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде. Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь. По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду. Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями. Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный…», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.

эвритмия — это… Что такое эвритмия?

  • эвритмия — эвритмия …   Орфографический словарь-справочник

  • Эвритмия — (др. греч. εὐρυθμία  уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность)  искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего… …   Википедия

  • ЭВРИТМИЯ — (греч.). равномерность ритма в музыке и танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. эвритмия (гр. eurhytmia стройность, такт, благозвучие) равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. Новый словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эвритмия — эвримия, равномерность Словарь русских синонимов. эвритмия сущ., кол во синонимов: 3 • жанр (41) • …   Словарь синонимов

  • ЭВРИТМИЯ — (греч. eurythmia соразмерность слаженность, ритмичность), название специального искусства движений, разработанного в 1 й трети 20 в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • эвритмия — и, ж. eurhytmie f. Равномерность ритма, гармония. Равномерность ритма в музыке, в танцах, в речи. СИС 1985. Антропософка, занимавшаяся эвритмией, прослушала ряд русских стихов от Пушкина до наших дней и выбрала из всех поэтов по звуковому и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эвритмия — Гармоничная соразмерность всех частей архитектурной композиции, достигаемая применением взаимосвязанных пропорциональных отношений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные… …   Справочник технического переводчика

  • эвритмия — (греч. eurythmía  соразмерность, слаженность, ритмичность), название специального искусства движений, разработанного в первой трети XX в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придаёт видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать… …   Энциклопедический словарь

  • ЭВРИТМИЯ — гармоничная соразмерность всех частей архитектурной композиции, достигаемая применением взаимосвязанных пропорциональных отношений (Болгарский язык; Български) евритмия (Чешский язык; Čeština) eurytmie (Немецкий язык; Deutsch) Eurhythmie… …   Строительный словарь

  • эвритмия — euritmija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Šokio, judesio ir muzikinio ritmo darna. kilmė gr. eurhythmia – taktas, harmonija< eu – gerai + ritmas atitikmenys: angl. eurhythmia vok. Eurhythmie, f rus. эвритмия …   Sporto terminų žodynas

  • «Только без дырочек»: что такое эвритмия и как ей заниматься

    Эвритмия — это искусство художественного движения, появившееся в начале 20-го века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего танец или пантомиму, сопровождаемого музыкой или поэзией. Другими словами, эвритмисты нашли движения и жесты, которые, по их мнению, идеально сочетаются с различными звуками, и превратили все это в танец. Корреспондент TTR Катерина Хрипко побывала на мастер-классе по эвритмии и попыталась приобщиться к  этому труднопостижимому и мало кому известному искусству.

    Еще в начале прошлого века основоположниками эвритмии было интуитивно определено, что такой-то жест выражает определенную букву, и тот, кто хочет заниматься эвритмией, должен это не просто запомнить, а прочувствовать. Учат такому ремеслу в специальных школах в течении пяти-десяти лет. Бывает эвритмия эстрадная, когда просто красиво и гармонично танцуют музыку или стихи, а бывает лечебная, основанная на такой философии, что произнесение нужного звука и с правильным жестом поспособствует оздоровлению.

    Там, где обычный врач прописывает аспирин, врач-эвритмист пропишет вам букву «О», например

    Подавляющим большинством участников мастер-класса были женщины, разутые и в длинных юбках. Нас разделили на два круга и сначала мы долго-долго делали одно и то же упражнение – руки к груди, потом отвести от себя в пространство и снова к себе. Ведущая, приехавшая из Германии, на ломаном русском объясняла: «Мы — пространство и этот путь от себя, мы не знаем, как его проделывать, но мы это ощущаем».

    Попробую перевести: вроде как, сначала мы проникаем сами в себя, потом сливаемся с окружением. А как мы это делаем — нам не всегда понятно, но мы все же это как-то делаем

    Много раз проделав это упражнение, мы вновь принялись делать его же, но уже чередуя с тремя шагами влево. Потом нужно было подойти со спины к рядом стоящей женщине, опять же прикоснуться к собственной груди, потом развести руки и сделать обнимающий ее жест, мысленно представляя, что я надеваю на нее энергетический плащ. Так мы исполняли букву «Б».

    Уже другая ведущая, выпускница питерской школы эвритмии им. Андрея Белого, все повторяла: «Только без дырочек, без дырочек». Ну, то есть энергетический плащ должен быть плотным, ну вы меня понимаете. А потом нас поделили на две группы, одна просто стоит в кругу, остальные идут по этому кругу, одевая каждого в «плащ». Потом менялись. Для ревностно берегущего личностное пространство интроверта около десяти энергетических объятий в минуту это, конечно, немного стресс. И все же мне самой пришлось проделать подобное.

    Некоторые девушки выглядели вполне невозмутимо, зато глаза других прямо-таки светились эвритимическим экстазом

    После мастер-класса нас ждала лекция от немецкого эвритмиста Стива. «В начале было Слово»… помните? Все возникло из слова. И в эвритмии оно тоже опорное. Стив рассказывал о неком исследовании, проведенном двумя малоизвестными учеными, в ходе которого на замедленную съемку был записан диалог двух людей. В итоге, было выявлено, что разговаривая, мы делаем такую едва заметную эвритмию, это не обязательно очевидные жесты, а незаметные микродвижения и тот, кто слушает, за нами неосознанно повторяет.

    Было завялено, что человек понимает речь другого человека, только воспринимая слова в комплекте с этими незримыми жестами. На мой вопрос, а как же беседы по телефону или вовсе переписка, он пояснил, что наообщавшись вживую мы подсознательно запомнили эти микрожесты и, общаясь дистанционно, внутренне их воспроизводим, поэтому все понимаем. Эвритмия во всем, уверял Стив. Потихоньку движутся и горы, и континенты.

    Вся планета на самом деле едва заметно танцует

    Говорил он и более приземленные вещи, например, что не надо быть грустным и неприветливым, потому что тогда к тебе никто не потянется и ты будешь одинок. А эвритмия хочет, чтоб между людьми все пульсировало. Она вообще за всевозможное взаимодействие.

     

    Поодиночке мы бесполезны, нам нужен кто-то, кто будет нас раскрывать

    «Всему, вообще, всему нужна пара», — харизматично уверял мужчина, а затем нарисовал мелом квадратик, — допустим, это картина. Вы сможете полностью понять ее, только если увидите ее во взаимосвязи с другой картиной, – и нарисовал еще один квадрат.

    Все, все должно общаться и взаимодействовать. Кстати, согласно его теории, когда все это поймут, многое изменится. Например, форма окон. Да, да, они тоже должны разговаривать, поэтому они должны быть либо как на первой картинке, либо в конфликте — как на второй:

    В общем, всегда должен быть рядом кто-то с кем можно поговорить или поругаться. Короче, любите друг друга — эвритмия примерно про это.

     

    Иллюстрации: Evelyn Bencicova

    Лечебная эвритмия


    Греческое слово «EURHYTMIA» означает стройность, такт, благозвучие, размеренность ритма в музыке, в танце и в речи. Такое имя получило новое ИСКУССТВО ДВИЖЕНИЯ, которое представляет собой одну из возможностей выражения звука — МУЗЫКИ и ПОЭЗИИ — в пространстве.

    ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ или ЛЕЧЕБНАЯ ЭРИТМИЯ


    Жизнь на Земле ткется неустанно и ЭВРИТМИЯ исходит из того, что каждая проявленная форма, которую мы находим в природе, есть пришедшее к покою движение. В ЭВРИТМИИ нам явлены формы движений сил, создающих окружающий нас земной мир, в том числе и венец творения — ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА.

    «Человек, будучи прекраснейшим и совершеннейшим творением Бога, будучи его подобием и малым миром, обладает телом, устроенным более гармонично и совершенно, нежели у прочих созданий, и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы, короче, — все, что принадлежит к полноте его существа; и все в нем, как в превосходнейшем произведении, достигает того совершенства, до которого никогда не возвышаются другие вещественные тела».
    Агриппа Неттесгеймский (1486-1535).

    Живой организм человека — постоянно находящийся в становлении объект творения и во множестве очень сложных динамических процессов, обеспечивающих формообразование и жизнедеятельность его, работают созидающие пластические силы, которые в антропософской медицине называют еще силами формирования и роста. В эмбриональный период и в период роста детского организма они занимаются главным образом построением человеческого тела. По мере взросления, метаморфизируясь, они становятся основой способности мышления. Но часть этих сил постоянно действует внутри организма, вызывая и стимулируя процессы восстановления, которые подпитывают наш жизненный потенциал во время сна, которые заживляют раны, которые, благодаря активности иммунной системы, делают организм способным противостоять болезни, излечиваться, порой даже чудесным образом с точки зрения академической медицины.

    В здоровом организме действие этих созидающих сил формирования и роста отображается в гармоничной пластичности тела и в слаженности взаимодействия внутренних процессов. Здоровое тело радует, здоровый человек чувствует себя, как говорят, «в тонусе». В больном организме необходимое созвучие образующих сил и телесности утеряно, движения (в широком понимании) искажены. Тело беспокоит. Внешне это выражается в различного рода неловкостях, зажимах: оно где-то излишне расслаблено, где-то излишне напряжено, движения могут быть несобранными, бесконтрольными или жесткими, судорожными… Внутренняя жизнь организма — состояние органов, динамика и ритмы протекания их функций — также нарушены у больного.

    Вновь погрузиться в поток здоровых образующих сил нам дает возможность терапия ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ. ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ способствует организму на пути к обретению своего гармоничного равновесия, она может помочь мобилизовать и направить собственные целительные силы, привнести правильный импульс тому или иному органу или системе органов и противодействовать таким образом болезненным тенденциям. В ЭВРИТМИЧЕСКИХ движениях звуков речи находит свое выражение та богатая палитра пластических сил, что дифференцированно действует в целостной организации человека. Каждое ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение соответствует определенному физиологическому процессу в организме, определенному органу.

    12-17 апреля 1921 года можно считать днями рождения нового вида терапии, — Доктор Штайнер читает для врачей, ЭВРИТМИСТОВ и студентов-медиков курс лекций по ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ. В первой лекции (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9) мы читаем:
    «… я предполагаю очертить основы некой ЭВРИТМИИ, но ЭВРИТМИИ, я бы сказал, ЛЕЧЕБНОЙ… До сих пор под именем ЭВРИТМИИ существовала лишь эвритмия как искусство… Нам… предстоит рассмотреть некоторые исходные данные для развития на основе ЭВРИТМИИ гигиено-терапевтических методов. Мы увидим, как преобразуются многие художественные формы, чтобы стать тем, что можно назвать родом ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ…»

    Чтобы стать терапевтическим средством, ЭВРИТМИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ претерпевает метаморфозу. Художественные жесты звуков речи, которые в СЦЕНИЧЕСКОЙ ЭВРИТМИИ обращены вовне, к зрителю и слушателю, в ЭВРИТМИИ ЛЕЧЕБНОЙ преобразовываются и направляются вовнутрь организма. Для ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОЙ терапии избирается, как отдельное УПРАЖНЕНИЕ, движение одного или нескольких звуков, которые должны многократно повторяться. Движения, соответствующие звукам речи, являются ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ элементами ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ.

    Упражнения лечебной эвритмии

    При ЭВРИТМИЧЕСКОМ исполнении звуков задействовано все человеческое существо, мы движением всего тела совершаем те воздушные жесты, которые возникают при произнесении того или иного звука. (Самыми выразительными при этом, конечно, являются руки человека.) Попробуйте произнести, например, звук «А», а затем «У». Заметьте, как по-разному мы формируем выдыхаемый воздушный поток при помощи различного расположения губ, языка, неба …. В первом случае образуется широкий открытый поток воздуха, во втором он формируется достаточно узко. Можно ясно увидеть тот же принцип формы и в ЭВРИТМИЧЕСКОМ движении: у ЭВРИТМИЧЕСКОГО движения звука «А» — раскрытые в форме угла руки, у ЭВРИТМИЧЕСКОГО «У» — руки сводятся в параллельное положение.
    А если произнести, например, «Р» или «Б» или «Л»…? Какое движение может соответствовать таким создаваемым воздушным формам? Внимательно понаблюдав процесс произнесения звуков речи, можно придти к правильным идеям. Таким образом, можно самостоятельно проследить, что ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения отнюдь не произвольны, за ними стоят определенные объективные закономерности, которые обнаруживаются, в частности, и в образовании речи, и, при более глубоком изучении, в строении человеческого организма.

    ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКИЕ движения звуков речи по своему характеру исполнения столь же многообразны, как многообразны по своим задачам и функциям отдельные органы и системы органов. В процессах формообразования и в жизнедеятельности целостного организма человека действенны силы полярной направленности, от центростремительных до центробежных. Одни призваны уплотнять ткани, другие, соответственно, должны выполнять противоположную задачу. Тонкое мудрое взаимодействие тех и других создает жизнь. И в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ мы видим, что весь спектр упражнений также многообразен и охватывает полярность. С одной стороны есть упражнения структурирующего плана, которые стимулируют в целом укрепляющие, формообразующие силы в организме, с другой стороны мы находим также упражнения, которые, наоборот, способствуют внутренней подвижности на всех уровнях, активизируют обменные процессы, растворяют застывшее и отвердевшее, противодействуют застоям в организме, возвращают органам их естественную пластичность.
    Выбирая определенную последовательность и количество упражнений, а так же внимательно выстраивая способ выполнения каждого отдельного упражнения, можно создать комплекс, который будет оказывать терапевтическое воздействие сообразно индивидуальному состоянию здоровья конкретного пациента.

    Терапия лечебной эвритмией

    В ЭВРИТМИИ вообще и в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ в частности мы работаем с движением звука, как с живой субстанцией высокого порядка. Когда мы упражняем тот или иной звук, нам открываются формы движения, лежащие в основе всей органической жизни природы, мы познаем их, сливаемся с ними. В определенном смысле мы пробуждаемся в собственном движении, которое произвольно и не осознается в повседневной жизни. Движение становится оформленным в согласии с космическими силами, создающими организм. Потому в процессе выполнения ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКОГО упражнения требуется хорошая внутренняя концентрация. Здесь должно быть активно все существо человека: и мысли, и чувства, и воля его. Исполняя движение, важно внутренне погрузиться как в телесные, так и в конкретные душевно-духовные переживания, связанные с ним. Благодаря этому мы на душевно-духовном уровне меняем, оздоравливаем свое отношение к собственному телу и к болезни, мы воздействуем глубоко на физический уровень, вплоть до деятельности отдельных органов и систем органов.

    Движения выполняются всем телом, могут задействоваться прыжки, передвижения по определенным пространственным формам. Важным терапевтическим фактором является темп выполнения упражнений и его изменение. При соответствующих показаниях возможно исполнение упражнения отдельно, например, только руками, ладонями, пальцами, либо ступнями, ногами, плечами … В зависимости от состояния пациента занятие может проводиться в положении сидя или лежа. Помимо основных упражнений в ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИИ могут выполняться и другие характерные упражнения, а также подготовительные упражнения с медными шарами, медными палочками, различного рода ритмические упражнения.

    Одно терапевтическое занятие ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ длится до 45 минут. По окончании необходимо сделать паузу, пациент отдыхает на кушетке 10-15 минут. Чтобы достичь стойкого желаемого воздействия, нужно научиться правильно делать упражнения и выполнять их регулярно в течение длительного времени. Курс составляет, как правило, 10 занятий. При необходимости курс может быть повторен. В отдельных случаях ЛЕЧЕБНО-ЭВРИТМИЧЕСКАЯ практика может сопровождать пациента в течении более длительного времени, поддерживая и улучшая жизнедеятельность организма, а так же смягчая симптомы, если мы имеем дело с необратимыми болезненными процессами.

    Выбирать и назначать упражнения может только ДИПЛОМИРОВАННЫЙ ЭВРИТМИСТ-ТЕРАПЕВТ на основе диагноза и терапевтической цели ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА и собственной диагностики движения пациента.
    (Получить образование ЭВРИТМИСТА-ТЕРАПЕВТА можно в специализированных образовательных учреждениях (1.5 года дополнительного очного обучения, включая обязательную практику) при наличии диплома художественного ЭВРИТМИСТА (4-5 лет обучения) или диплома врача (6 лет обучения).)

    ______________________________________________________

    Давая характеристику новой терапии, Доктор Штайнер отмечает, что в целом ЛЕЧЕБНАЯ ЭВРИТМИЯ: «… способна очень многого достичь в терапии тех или иных хронических да и острых состояний, но особенно рациональной и действенной будет в профилактике подступающих болезней, в борьбе с предрасположенностью к ним.» (Р.Штайнер «Лечебная эвритмия», стр.9)

    Показаниями для терапии ЛЕЧЕБНОЙ ЭВРИТМИЕЙ являются все как соматические, так и психиатрические заболевания, а так же нарушения, связанные с различными возрастными переходными периодами (например, пубертат, климакс…). Гипертермия и острые психозы являются противопоказаниями.

    Составление текста:
    Эвритмист-терапевт Ермолаева Т.Ф.
    Редакция:
    Антропософский врач Куликова Е.М.

    эвритмия — это… Что такое эвритмия?

  • эвритмия — эвритмия …   Орфографический словарь-справочник

  • Эвритмия — (др. греч. εὐρυθμία  уравновешенность (элементов), слаженность, соразмерность, гармоничность)  искусство художественного движения, появившееся в начале ХХ века в Европе. Это сочетание особого гармонизирующего движения, напоминающего… …   Википедия

  • ЭВРИТМИЯ — (греч.). равномерность ритма в музыке и танцах. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. эвритмия (гр. eurhytmia стройность, такт, благозвучие) равномерность ритма в музыке, в танцах и в речи. Новый словарь… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • эвритмия — эвримия, равномерность Словарь русских синонимов. эвритмия сущ., кол во синонимов: 3 • жанр (41) • …   Словарь синонимов

  • ЭВРИТМИЯ — (греч. eurythmia соразмерность слаженность, ритмичность), название специального искусства движений, разработанного в 1 й трети 20 в. на основе антропософии Р. Штейнера. Придает видимую образную форму звучанию речи и музыки и может выступать в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • эвритмия — и, ж. eurhytmie f. Равномерность ритма, гармония. Равномерность ритма в музыке, в танцах, в речи. СИС 1985. Антропософка, занимавшаяся эвритмией, прослушала ряд русских стихов от Пушкина до наших дней и выбрала из всех поэтов по звуковому и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • эвритмия — Гармоничная соразмерность всех частей архитектурной композиции, достигаемая применением взаимосвязанных пропорциональных отношений [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные… …   Справочник технического переводчика

  • ЭВРИТМИЯ — гармоничная соразмерность всех частей архитектурной композиции, достигаемая применением взаимосвязанных пропорциональных отношений (Болгарский язык; Български) евритмия (Чешский язык; Čeština) eurytmie (Немецкий язык; Deutsch) Eurhythmie… …   Строительный словарь

  • эвритмия — euritmija statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Šokio, judesio ir muzikinio ritmo darna. kilmė gr. eurhythmia – taktas, harmonija< eu – gerai + ritmas atitikmenys: angl. eurhythmia vok. Eurhythmie, f rus. эвритмия …   Sporto terminų žodynas

  • эвритмия — ЭВРИТМИ´Я (греч. εὐρυθμία соразмерность, ритмичность, гармоничность) плавное течение ритма стиха в результате соразмерного расположения ритмико фонетических элементов речи. Э. признак зрелого мастерства и совершенства формы. Как правило, почти… …   Поэтический словарь

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *