Познавательный компонент экологического образования: структура, содержание и проблемы

Какова структура познавательного компонента экологического образования. Какие разделы экологии должны в него входить. Как менялось понимание экологии с течением времени. В чем заключаются основные проблемы определения содержания экологического образования.

Проблемы определения содержания экологического образования

Экологическое образование сталкивается с рядом проблем при определении своего содержания:

  • Отсутствие единства взглядов на то, что должно входить в программы экологического образования в школах и вузах
  • Неясность в определении объема экологических знаний для специалистов разного профиля
  • Отсутствие консенсуса по поводу приоритетности социальных или биологических аспектов экологии в образовании
  • Фрагментарность и несистематизированность существующих подходов к экологическому образованию

Для решения этих проблем необходимо выработать четкое представление об объекте и предмете экологии как науки. Экологическое образование должно опираться на научную основу и быть концептуально оформленным.


Эволюция понимания экологии как науки

Термин «экология» был введен в 1860-х годах Эрнстом Геккелем. Первоначально экология понималась как наука о взаимоотношениях животных с их органической и неорганической средой. Такое понимание получило название биологической экологии.

Позднее понятие экологии расширилось за пределы биологии. В настоящее время выделяют следующие основные разделы экологии:

  • Биологическая экология
  • Географическая экология
  • Социальная экология
  • Экология человека

Некоторые исследователи также выделяют глобальную экологию, хотя целесообразность этого оспаривается.

Проблема включения социальной экологии и экологии человека

Существуют разные точки зрения на включение социальной экологии и экологии человека в состав экологической науки:

  • Некоторые исследователи считают их полноправными разделами экологии
  • Другие рассматривают их как отдельные дисциплины, не входящие в экологию

Аргументы против включения:

  • Экология изучает биосферу в природном аспекте, без учета специфики человека как социального существа
  • Категории и методы естественных наук не адаптированы для изучения социальных аспектов

Аргументы за включение:


  • Невозможно изучать взаимоотношения организмов и среды без учета глобального влияния человека
  • Экология трансформировалась из чисто биологической науки в междисциплинарную область

Два основных подхода к пониманию экологии

В настоящее время существует два основных подхода к пониманию экологии как науки:

1. Биоцентрический подход

Рассматривает экологию как биологическую или биологизированную науку. Изучает природу без учета воздействия человека.

Недостатки этого подхода:

  • Не учитывает междисциплинарный характер современной экологии
  • Не оставляет места для географической, социальной экологии и экологии человека

2. Междисциплинарный подход

Включает человека и его деятельность в сферу исследований экологии. Рассматривает экологию как комплексную науку, включающую элементы естественных и социальных наук.

Проблемы этого подхода:

  • Размывание границ экологии как науки
  • Разное понимание экологии специалистами из разных областей

Экологизация науки и ее последствия

В 1970-е годы произошла экологизация естествознания и значительной части гуманитарных наук. Это привело к:


  • Появлению более 50 различных отраслей экологии (глобальная, медицинская, радиационная и др.)
  • Включению экологической проблематики во многие научные направления
  • Размыванию понятия «экология» и трудностям в определении ее предмета

Содержание познавательного компонента экологического образования

Познавательный компонент экологического образования должен включать:

  • Общую теорию экологии
  • Биологическую экологию
  • Географическую экологию
  • Социальную экологию
  • Антропологическую экологию (экологию человека)

В основе общей теории экологии должен лежать экологический подход. По своему объему содержание познавательного компонента экологического образования должно совпадать со сферой экологического знания.

Выводы и рекомендации

Для формирования эффективного экологического образования необходимо:

  • Выработать четкое определение предмета и объекта экологии как науки
  • Найти баланс между биоцентрическим и междисциплинарным подходами
  • Определить оптимальный объем экологических знаний для разных уровней образования
  • Систематизировать и структурировать экологическое знание
  • Учитывать междисциплинарный характер современной экологии при разработке образовательных программ

Только решив эти задачи, можно будет сформировать целостную и эффективную систему экологического образования, отвечающую современным требованиям.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *