Проблемы определения содержания экологического образования
Экологическое образование сталкивается с рядом проблем при определении своего содержания:
- Отсутствие единства взглядов на то, что должно входить в программы экологического образования в школах и вузах
- Неясность в определении объема экологических знаний для специалистов разного профиля
- Отсутствие консенсуса по поводу приоритетности социальных или биологических аспектов экологии в образовании
- Фрагментарность и несистематизированность существующих подходов к экологическому образованию
Для решения этих проблем необходимо выработать четкое представление об объекте и предмете экологии как науки. Экологическое образование должно опираться на научную основу и быть концептуально оформленным.
Эволюция понимания экологии как науки
Термин «экология» был введен в 1860-х годах Эрнстом Геккелем. Первоначально экология понималась как наука о взаимоотношениях животных с их органической и неорганической средой. Такое понимание получило название биологической экологии.
Позднее понятие экологии расширилось за пределы биологии. В настоящее время выделяют следующие основные разделы экологии:
- Биологическая экология
- Географическая экология
- Социальная экология
- Экология человека
Некоторые исследователи также выделяют глобальную экологию, хотя целесообразность этого оспаривается.
Проблема включения социальной экологии и экологии человека
Существуют разные точки зрения на включение социальной экологии и экологии человека в состав экологической науки:
- Некоторые исследователи считают их полноправными разделами экологии
- Другие рассматривают их как отдельные дисциплины, не входящие в экологию
Аргументы против включения:
- Экология изучает биосферу в природном аспекте, без учета специфики человека как социального существа
- Категории и методы естественных наук не адаптированы для изучения социальных аспектов
Аргументы за включение:
- Невозможно изучать взаимоотношения организмов и среды без учета глобального влияния человека
- Экология трансформировалась из чисто биологической науки в междисциплинарную область
Два основных подхода к пониманию экологии
В настоящее время существует два основных подхода к пониманию экологии как науки:
1. Биоцентрический подход
Рассматривает экологию как биологическую или биологизированную науку. Изучает природу без учета воздействия человека.
Недостатки этого подхода:
- Не оставляет места для географической, социальной экологии и экологии человека
2. Междисциплинарный подход
Включает человека и его деятельность в сферу исследований экологии. Рассматривает экологию как комплексную науку, включающую элементы естественных и социальных наук.
Проблемы этого подхода:
- Размывание границ экологии как науки
- Разное понимание экологии специалистами из разных областей
Экологизация науки и ее последствия
В 1970-е годы произошла экологизация естествознания и значительной части гуманитарных наук. Это привело к:
- Появлению более 50 различных отраслей экологии (глобальная, медицинская, радиационная и др.)
- Включению экологической проблематики во многие научные направления
- Размыванию понятия «экология» и трудностям в определении ее предмета
Содержание познавательного компонента экологического образования
Познавательный компонент экологического образования должен включать:
- Общую теорию экологии
- Биологическую экологию
- Географическую экологию
- Социальную экологию
- Антропологическую экологию (экологию человека)
В основе общей теории экологии должен лежать экологический подход. По своему объему содержание познавательного компонента экологического образования должно совпадать со сферой экологического знания.
Выводы и рекомендации
Для формирования эффективного экологического образования необходимо:
- Выработать четкое определение предмета и объекта экологии как науки
- Найти баланс между биоцентрическим и междисциплинарным подходами
- Определить оптимальный объем экологических знаний для разных уровней образования
- Систематизировать и структурировать экологическое знание
- Учитывать междисциплинарный характер современной экологии при разработке образовательных программ
Только решив эти задачи, можно будет сформировать целостную и эффективную систему экологического образования, отвечающую современным требованиям.