Как восстановить речь – Восстановление речи после инсульта: как быть, если она пропала, может ли логопед при нарушении научить человека говорить, и препараты, упражнения в домашних условиях

Содержание

Логопед для взрослых: как восстановить речь после травмы или болезни? | Здоровая жизнь | Здоровье

Много лет медики ищут пути к восстановлению способности нормально говорить у таких пациентов и в последнее время достигли значительных успехов.

Этапы большого пути

Чтобы восстановить утраченную речь, нужно прежде всего понять, каким образом она формируется, какие органы и структуры мозга участвуют в ее возникновении и выражении. В отечественной науке первым, кто наметил контуры и основные звенья той «цепочки», которая заканчивается формированием речевого сообщения, был выдающийся психолог Л. С. Выготский. Сначала возникает мотив – желание, оно понуждает мозг к созданию некоего общего замысла, который получает выражение в форме внутренней речи – будущего высказывания в свернутом виде.

И лишь затем возникает речевая структура, которая воплощается в конкретную фразу. Этот процесс можно было бы сравнить с конвейером, на который сначала поступает бесформенный кусок пластмассы, проходящий различные стадии обработки и превращающийся в итоге в вещь, окрашенную в определенный цвет. Это эмоциональная окраска речи – ее интонационное богатство, акценты, позволяющие передать оттенки смысла.

Этот процесс ежесекундно осуществляется в мозге любого здорового взрослого человека: и для того, чтобы задать вопрос о цене сахара, и для того, чтобы произнести монолог актера.

Основоположник российской нейропсихологии А. Р. Лурия исследовал каждый компонент формирования речи и механизм их взаимодействия между собой. Оказалось, что в этом процессе главную роль играют смысловые связи. Если эти связи не работают хотя бы частично, происходит нарушение как восприятия речи, так и ее воспроизведения.

Например, мозг здорового человека реагирует на слово «доктор» почти так же, как на слова «врач», «лекарь», «медик». Когда же нормальные функции мозга нарушены в результате травмы, инсульта, влияния сильнодействующих препаратов, то человек скорее отреагирует на слово «диктор», которое по звучанию похоже на слово «доктор».

Общий язык

Лурия А. Р. разработал систему методов, позволяющих изучать нарушения речи у пациентов и выделять те этапы формирования речевого сообщения, которые нарушены при различных повреждениях мозга.

Сначала изучается так называемая спонтанная речь, то есть врач наблюдает за тем, каким образом пациент выражает свои просьбы, пожелания, пытается поделиться с окружающими какой-то информацией. Затем врач вступает в диалог с пациентом, предлагая ему вопросы, на которые тот должен ответить. Вопросы бывают двух типов: одни уже сами в себе содержат ответ («Вы гуляли сегодня?»), другие требуют формулирования самостоятельного речевого сообщения («Какие заболевания вы перенесли в детстве?»).

На третьем этапе больному предлагают повторять последовательности слов и предложений. Это необходимо для того, чтобы выявить трудности с воспроизведением отдельных речевых единиц. Следующий, очень важный этап исследования заключается в том, что пациенту предлагают либо называть указанные предметы, либо проверяют, не испытывает ли он затруднений с припоминанием слов в процессе связного высказывания. Это нужно для классификации речевых нарушений при поражениях мозга.

Ключевой подход к этой проблеме предложил известный лингвист Р. О. Якобсон. Он исходил из того, что человеческая речь имеет две основные формы организации: одна определяет связность высказывания, другая – кодирование смысловых понятий. Поэтому, по его предположению, нарушения речи могут быть разделены на две большие группы: те, которые нарушают связность высказывания, и те, которые сохраняют правильные связи слов между собой, но нарушают саму систему кодирования.

Наблюдая больных, Лурия пришел к выводу, что передние отделы речевой зоны коры головного мозга «отвечают» за связность речи, задние отделы – за смысл речевого сообщения. Однако четкой «привязки» определенных участков мозга к характерным речевым нарушениям быть не может: этот процесс слишком сложен и состоит из многих компонентов.

Нейрореабилитация сегодня

Все эти методы легли в основу организации работы нейрореабилитационной службы, занимающейся лечением больных с нарушениями речи и других сложных функций мозга после травмы и инсульта. С больным, у которого пострадали речевые зоны мозга, работают не только высококвалифицированные неврологи, психиатры, специалисты по восстановительной терапии, но и психологи, педагоги, логопеды. Только такая комплексная поэтапная реабилитация требует нескольких месяцев, а то и лет напряженных усилий врачей разных специальностей, самого пациента и его близких родственников, способна привести к восстановлению речевых способностей.

В 1987 году в Москве был создан Центр патологии речи (с 1992 года – Центр патологии речи и нейрореабилитации), которым руководит академик РАО Виктор Маркович Шкловский. Это крупнейшее в Европе лечебное учреждение такого профиля. Сюда поступают со всей страны тяжелые больные с последствиями инсультов и черепно-мозговых травм, дети с нарушениями речи, памяти, внимания и других высших психических функций.

386 сотрудников разных специальностей осуществляют комплексную программу диагностики, лечения и реабилитации пациентов. Центр также руководит работой по оказанию нейрореабилитационной помощи в Москве и Российской Федерации.

Для восстановления нормальной работы мозга используются высокотехнологичные нейропсихологические методы, которые позволяют исследовать высшие психические функции мозга пациента. На первом этапе нейропсихологи изучают состояние памяти, внимания, познавательных способностей, речи, письма у пострадавшего, выясняют степень их нарушения, а также его интеллектуальные, волевые, эмоциональные особенности, чтобы сформировать индивидуальную программу реабилитации.

Нужный импульс

Новая методика, определяющая уровень постоянных потенциалов в мозге (УПП), позволяет врачам оценить уровень обмена веществ в разных участках мозговой ткани. Более высокие значения УПП говорят о повышении энергетических затрат в какой-либо области мозга, о высоком расходовании глюкозы. По этим маркерам можно судить о наличии или отсутствии резерва в определенных зонах, что помогает врачам подобрать для пациента индивидуальную схему медикаментозной терапии.

Исследование вызванных потенциалов головного мозга дает информацию о состоянии познавательных функций пациента, позволяет судить о степени их реабилитации в процессе лечения. Эта методика состоит в подаче определенных электрических импульсов к различным участкам мозга и регистрации его ответных всплесков электрической активности.

Транскраниальная магнитная стимуляция – метод, который позволяет при стимуляции мозга получить двигательную реакцию любой мышцы тела и «вычислить» время, за которое проходит сигнал от коры головного мозга до нервных корешков, стимулирующих сокращение мышцы. С помощью этих исследований можно дать предварительный прогноз восстановления некоторых функций у пациента.

Своеобразным и очень эффективным средством психотерапии служит и сама атмосфера центра, организатором и вдохновителем которой является Виктор Шкловский – человек, воплотивший в жизнь самые смелые замыслы своих научных наставников. Достигнутые результаты позволяют надеяться на ощутимый прогресс в этой области. В последние годы в результате осуществляемой в центре комплексной системы реабилитации восстановление высших психических функций произошло у 43,4% больных, отсутствие улучшения было только у 2,9%. 17–22% пациентов возвратились к тем или иным видам работы.

Домашнее задание

Мой отец недавно перенес инсульт. Пострадала речь. Он занимается с логопедом, но проблемы уходят медленно. Скажите, а могут ли в этой ситуации чем-то помочь близкие больного?

Маргарита, Магнитогорск

Отвечает доктор медицинских наук, сотрудник НИИ неврологии РАМН Наталья Шахпаронова:

– Родные и близкие пациента после инсульта должны с ним как можно больше разговаривать. Даже обсуждение обычных бытовых ситуаций в значительной степени способствует восстановлению у больного как понимания речи окружающих, так и «речи про себя». Если кажется, что вас не поняли, нужно повторить обращенный к больному вопрос, при этом говорить четко, громко и медленно.

Полезно вместе слушать радио и смотреть телепередачи, непонятные места из которых необходимо на первых порах разъяснять. Даже обсуждение в присутствии больного домашних забот и небольших событий будет вкладом в восстановление его речи.

При этом родные должны опираться на те речевые функции, которые у пережившего инсульт сохранились полностью или частично. Если это понимание речи окружающих, нужно побольше говорить самим, если чтение – обсуждать прочитанное в течение дня. Если больной хорошо повторяет слова и фразы, нужно сделать упор на этих занятиях.

Смотрите также:

Как восстановить речь после инсульта – упражнения и рекомендации

Реабилитация после произошедшего ОНМК, в частности по геморрагическому типу, — процесс сложный и длительный, особенно в плане восстановления речевых функций.

Сложность в том, что эта задача отчасти ложится на плечи непрофессиональных реабилитологов (они только начинают заниматься решением вопроса), а на родственников и близких пациента.

Увы, но в этом случае родне далеко не всегда хватает терпения выдержать самое настоящее испытание и сделать все ради того, чтобы к пациенту вернулась способность внятно разговаривать.

Виды нарушения речи

Постинсультная моторная (вербальная) афазия – это такое нарушение локомоторного аппарата речи, при котором произношение слов для человека становится крайне затруднительным, но при этом он справляется с произнесением каких-то отдельных, не связанных между собой звуков и прекрасно воспринимает на слух речь других. Более сложный клинический случай — тяжкая моторная (артикуляционная, вербальная) афазия, уже характеризуется тотальным отсутствием вербальной речи.

Сенсорная (восприимчивая) афазия приводит к тому, что констатируется нарушение мысленного восприятия речи при условии сохранения слуха и наличие способности вразумительно произносить фразы. В моменты эмоционального разговора, такие больные немного путаются в словах, забывают наименования различных предметов и явлений, переставляют местами одни звуки на другие.

Семантическая афазия приводит к тому, что человек вроде бы и может говорить, однако он зачастую неправильно воспринимает лингвистическую нагрузку синтаксических (вербальных, словесных) конструкций, немного путается в произносимых предлогах и окончаниях слов, не воспринимает должным образом фразеологизмов, которые несут истинные пространственные отношения и аллегорические сравнения.

Тотальной афазией именуется грубое нарушение речи, которое возникает после обширного инсульта. Оно характеризуется абсолютным отсутствием не только самого по себе восприятия вербальной речи, но и способности вслух озвучивать слова и даже издавать различные звуки.

Восстановление речи после инсульта – это весьма затруднительная задача, выполнение которой под силу только команде профессионалов, которая включает в себя врача-невропатолога, психиатра, логопеда, сурдолога и терапевта. Работая в кооперации, оценивая проблему комплексно, можно без труда устранить афазию достаточно быстро. Возможно и не удастся восстановить речь до изначального уровня, однако после проведения полноценной реабилитации можно быть на 100% уверенным в том, что восстановление локомоторного вербального аппарата, пусть даже проведенное в домашних условиях, позволит изложить окружающим людям свои элементарные потребности.

Как происходит восстановление

Многочисленные исследования, проводимые ведущими специалистами в области неврологии, однозначно свидетельствую в пользу того, что максимального эффекта можно добиться довольно-таки быстро, на протяжении нескольких месяцев и даже недель. Хотя в некоторых случаях бывают и такие ситуации, когда понадобится довольно-таки длительное время, дабы в результате осуществляемого общения и регулярно проводимых тренингов, пациент был в состоянии идти на какой-либо контакт с окружающими его людьми.

В наиболее неблагоприятных ситуациях приходится констатировать тот факт, что вербальная реабилитация должного эффекта не принесла, и речь навсегда останется значительно затрудненной и ограниченной.

С величиной наличествующего повреждения в коре ГМ зон, отвечающих в той или иной степени за речь, тесно связаны возможные сроки восстановления. Чем выше процент повреждения ГМ, тем хуже и медленнее будет возвращаться к личности дар речи.

И еще, учтите тот факт, что если на протяжении года еще в принципе можно благополучно восстановить речь больного человека, то со временем успех этой затеи становится менее вероятен. Здесь уже задействован некий адаптационный механизм, ведь человек, перенесший такую нозологию, медленно, но верно адаптируется к сформировавшимся дефектам речи. Но как бы там ни было, его нельзя изолировать от общества и прекращать вести беседы с ним.

Чтобы восстанавливать речь и память после перенесенного инсульта, необходимо использовать комплексный подход, предусматривающий применение нескольких методик реабилитации:

  1. Медикаментозная реабилитация – больной получает различные препараты, основными из которых являются лекарства, которые стимулируют когнитивную активность нейроклеток головного мозга.
  2. Занятия с логопедом помогают существенно развить уже имеющийся успех – после интенсивной метаболической поддержки, по нейросинапсам должны интенсивно циркулировать нейромедиаторы, дабы оставшиеся в живых клетки взяли на себя функцию погибших. Соответственно, нагрузка на ЦНС в виде занятий с логопедом как нельзя лучше поспособствует восстановлению локомоторного аппарата речи.
  3. Народные средства – некоторые специалисты их рекомендуют использовать в качестве «терапии поддержки», но их эффективность не имеет под собой никакой доказательной базы.

Программы по восстановлению речи

Восстановление речи после произошедшего ОНМК – это первостепенная задача реабилитологов, так как если соматические функции можно будет восстановить и через несколько месяцев после произошедшей сердечно-сосудистой катастрофы, то разработкой артикуляционного аппарата необходимо заняться в ближайшее время. На сегодняшний день это эффективно делают с помощью стволовых клеток, однако предложенная методика является весьма дорогостоящей, и ее может себе позволить не каждый. Помимо нее, неплохо способствуют процессу восстановления проводимости нервных импульсов занятия с логопедом в комбинации с медикаментозным лечением, подразумевающим назначение таблеток для улучшения вербальной активности после инсульта. Действие комбинированного подхода направляется на восстановление пораженного отдела ЦНС.

Для скорейшего развития сенсомоторной речи прекрасным средством являются скороговорки. Прорабатывая эти вербальные упражнения, человек создает идеальные условия для формирования физиологичного артикуляционного аппарата.

Основные упражнения

Выздоравливающим пациентам, перенесшим ОНМК, показан целый комплекс сложных и не очень упражнений, которые направлены на оптимизацию артикуляции и владение мышцами, принимающими участие в речевой функции. Что немаловажно, они весьма полезны и здоровым людям, которые по специфике направленности своей деятельности вынуждены много общаться, причем без остановки. Количество повторений серий каждого упражнения — до 10. Ниже приведен их перечень:

  1. Вытянуть губы и таким образом образовать «трубочку», после чего удерживать состояние в течение нескольких секунд, и только потом повторить.
  2. Захватить верхнюю губу нижней челюстью – для инсультника это упражнение будет самым сложным.
  3. Пытаться сделать так, чтобы верхняя челюсть достала до подбородка.

После этого следуют так называемые языковые упражнения:

  1. Следует скрутить язык в «трубочку», а затем, не закрывая рта, вытянуть шею и высунуть язык как можно дальше, пытаясь дотянуться до воображаемой точки.
  2. Техника выполнения аналогична рассмотренному выше занятию, но дополнительной нагрузкой будет выполнение шипения – подобно змее!
  3. Облизывать губы путем совершения круговых движений вначале в одну сторону, а затем наоборот. Затем следует аналогичные круговые движения повторно выполнить, закрыв предварительно рот и накрепко сомкнув обе челюсти – водить языком придется по внутренней поверхности ротовой полости.
  4. Закруглить язык назад, в направлении мягкого неба.
  5. «Цокать» языком, соприкасаясь с небом, после чего попытаться достать кончика носа и подбородка.

Приведенные упражнения необходимо выполнять ежедневно, по возможности больше одного раза. Для обеспечения максимально быстрого темпа реабилитации речи после случившегося ОНМК, они должны сочетаться с основным лечением.

Рекомендуемые упражнения на первых порах могут проходить для пациента достаточно болезненно – быстро возобновить нормальное произношение букв, не говоря уже о способности формировать из них слова, является достаточно сложной задачей. Для ее решения потребуется осуществление усилий не только от реабилитолога, но еще и от самого пациента, что может и стать причиной возникновения неприятных ощущений. Однако этот момент является принципиально важным условием, без которого ни о каком успехе и говорить не придется.

Гимнастика речевого аппарата

Тотчас же после произошедшего ОНМК ишемического или геморрагического характера можно осуществлять не только те упражнения, суть которых направлена на восстановление мысленного процесса.

Большое значение имеет занятие специальной гимнастикой, предназначенной для разработки речевого аппарата.

Среди рассматриваемых упражнений стоит отметить следующие:

  • Собирание губ трубочкой с последующим расслаблением. Это движение необходимо повторять несколько раз. Продолжительность самого упражнения составляет 5 секунд, а затем 2 секунды отводится для отдыха.
  • Выполняется захват нижней губы зубами, она легко прикусывается, после чего все расслабляется. В активном положении следует сохранять положение в течение 5 секунд.
  • Язык продвигается на максимальную длину и держится в таком положении не больше и не меньше 3 секунд. Следом за ним рекомендуется потянуть шею, после чего максимально расслабиться.
  • Облизывание губ, причем движения языком необходимо будет совершать вначале по часовой стрелке, а затем против нее.
  • Язык продвигается вперед, затем сворачивается в виде узкой трубочки, после чего фиксируется в течение трех секунд. Спустя три минуты отдыха, подход повторяется.
  • Максимально напрягается язык, и в таком состоянии необходимо дотянуться им до неба.

Большое значение для перспектив восстановления активности речевого аппарата имеет возраст пациента – сложнее будет восстанавливать способность к общению у пациента, которому уже 81 год или даже больше. Все дело в том, что этой группе людей очень тяжело объяснить, как именно должна проводиться речевая гимнастика, и с какой целью вообще все это делается.

Длительность занятий

Комплекс логопедических и сурдологических упражнений, проводимый после манифестировавшего ОНМК, по времени максимум должен составить 15 минут. В дальнейшем продолжительность занятий теоретически может достигать получаса – в том случае, если же логопед замечает, что от его подопечного имеется отдача. Наиболее рациональным принято считать осуществление нескольких подходов на протяжении суток по 10 минут.

Кроме того, вне проводимых занятий также нужно делать все возможное, чтобы пациент был вынужден больше общаться, например, давая характеристику выполняемым действиям. Больному следует непрестанно задавать вопросы. Вначале преследуется цель получить односложный ответ, а затем уже можно требовать что-то более креативное. Временных ресурсов расходуется относительно немного, потому целесообразно будет дополнять процесс физиотерапевтическими методиками, суть который заключается в воздействие на мембранные потенциалы клеток структур, принимающих участие в обеспечении нормальной работы локомоторного аппарата речи. Если говорить конкретнее, то предназначение современной физиотерапии заключается в генерации физиологических электроимпульсов, передаваемых от нейронов к миоцитам скелетного типа. Проводимые процедуры великолепно корректируют общие артикуляционные движения.

Реабилитация дикции должна утомлять больного, но в меру, в противном случае, есть риск выработать у него негавтиную реакцию на проводимые занятия и нежелание продолжать.

Многократно усложняется ситуация, если у человека имеет место глубокая инвалидность – в книгах по логопедии рекомендуется работать с такими больными меньше по продолжительности, но чаще.

Народные средства

В процессе длительного восстановления вербальных функций после случившегося геморрагического или ишемического ОНМК, можно пользоваться некоторыми средствами нетрадиционной медицины. Среди них стоит выделить следующие:

  1. Мумие – это средство, которое лучше всего способствует максимально оперативного восстановления после случившегося ОНМК. Потреблять препарат показано 14 дней, потребляя порядка 2 мг перед грядущим сном. Курсов — не менее трех, а перерыв между ними должен составлять 5 дней.
  2. Хвойные ванны. Эта методика позволит в кратчайшие сроки устранить психосоматический дискомфорт и ввести больного в состояние, которое можно будет квалифицировать как полноценный релакс!
  3. Хвои настойка на спирту. Рекомендуемые снадобья способствуют укреплению синапсов, созданных между нейроклетками.

Принимать травяные настои и прочие средства, которые рекомендует народная медицина с целью восстановления речевой функции, конечно же, возможно, однако необходимо понимать некоторые вещи и придерживаться при использовании данной методики некоторых правил:

  1. Прогноз относительно темпов восстановления речи у больного особо не зависит от средств, которые используют народные целители – эффект плацебо, конечно же, никто не отменял, и для реабилитации локомоторного аппарата он будет нелишним, но полностью восстановление речевой функции осуществить таким образом нельзя.
  2. Сенсорный механизм реабилитируется только под действием прием назначенных таблеток и проводимых тренировок – в противном случае не помогут фитопрепаты ни в коем случае.
  3. Использование средств нетрадиционной медицины допускается только после предварительной консультации лечащего врача.

Советы специалистов

Даже сделав поправку на тот факт, что правильность выполнения всех упражнений по реабилитации речи непосредственно зависит от навыков и опыта профессионала, много усилий требуется от самого пациента, он должен проявить, скажем так, недюжинную силу характера.

В легких клинических ситуациях можно будет провести всего лишь несколько занятий в течение одного месяца. При серьезных осложнениях задача будет намного более трудновыполнимой – но это не повод отчаиваться и сложить руки!

Совместными усилиями грамотных специалистов и самого пациента можно будет восстановить нормальное общение, а также обеспечить близкий к идеальному психологический комфорт. Иначе говоря, вернуть человека к полноценной жизни.

Ждать улучшение функционирования речевого аппарата и вернуть речь в полном или даже частичном объеме можно при неукоснительном выполнении следующих условий:

  1. Каждый логопедический урок сочетается с приемом ноотропных препаратов, способствующих улучшению кровообращения нейроклеток ГМ;
  2. Комплекс логопедических упражнений должен проводиться регулярно – только систематические занятия позволяют достичь желаемого результата;
  3. Пациент должен находиться не только под контролем логопеда – за ним обязательно должны наблюдать невропатолог и терапевт, так как речевая функция сопряжена еще с множеством физиологических механизмов.

Заключение

Реабилитировать речь пациента, перенесшего ОНМК, достаточно трудно, и далеко не во всех случаях это получается. Некоторые считают, что инсультнику достаточно восстановить элементарные витальные и координаторные функции, чтобы обслуживать самого себя и не доставлять лишних хлопот родственникам, однако это не позволит вернуть человека к полноценной жизни – только вербальная функция даст такую возможность.

Инсульт

Как восстановить речь после инсульта: упражнения и рекомендации

На протяжении некоторого периода времени после инсульта больной испытывает затруднения с речью. Но для полноты восприятия окружающего мира, а также здоровья психики возвращение навыков речевой коммуникации является ведущей проблемой. Восстановить способность говорить следует в максимально сжатые сроки.

Некоторые пациенты проходят реабилитационный период очень быстрыми темпами. Им хватает нескольких месяцев и даже недель. Другим требуется длительная работа с логопедом, чтобы посредством регулярно проводимых занятий к ним вернулось умение общаться с окружающими людьми. Случается, что речь так и не восстанавливается полностью и остается ограниченной.

Как осуществить восстановление речи после инсульта? Что нужно делать? Ответы на вопросы будут даны в этой статье.

Как восстановить речь после инсульта?

Надо отметить, что такой процесс не отличается простотой. Современной медициной в этом направлении широко применяются стволовые клетки. Помимо этого восстановление нервных импульсов проходит при занятиях с логопедом.

Применение стволовых клеток

Можно ли восстановить речь после инсульта посредством стволовых клеток? Современная медицина доказывает, что с подобной терапией организм получает дополнительные душевные силы, у человека повышается стремление к выздоровлению, улучшается настроение. Максимальной результативностью данный метод обладает в том случае, если он был применен в первые дни после случившегося инсульта.

Как восстановить речь после инсульта стволовыми клетками? Такая процедура проводится при амбулаторном лечении. Требуется две процедуры, между которыми должен быть трехмесячный отдых. Лечение начинается с восстановления сосудов. Проводятся процедуры по устранению ишемии, атеросклероза и тромбоза, ликвидируются спазмы.

Сосуды приобретают эластичность, оптимизируется толщина их стенок и сами русла. В тех областях, где был закупорен и разорван сосуд, начинаются образовываться новые коллатеральные пути.

Речь после инсульта

Сроки восстановления речевой функции тесно связаны с площадью поражения нервных клеток в коре головного мозга, которые отвечают за речь. Чем обширнее повреждение мозга, тем более медленными темпами восстанавливается способность говорить. Если за год еще есть надежда вернуть утраченную речь, то со временем темпы реабилитации замедляются.

Организм человека, перенесшего инсульт, постепенно адаптируется к оставшимся дефектам в речи. Поэтому окружающие люди должны проявлять понимание. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы больной замкнулся в себе и был изолирован от людей. Чтобы восстановить утраченную функцию, человек должен больше общаться, принимать участие в различных обсуждениях, выполнять упражнения несложного характера.

Виды нарушения речи после инсульта

Любой вид нарушения речи после инсульта можно постепенно ликвидировать. Чтобы реабилитация проходила удачно и быстро, следует разобраться в специфике дефекта и правильно подобрать лечебную методику. Встречаются такие нарушения, как сенсорная и моторная афазия.

При моторной афазии речь воспринимается больным на слух и даже понятна ему. Однако для человека составляет огромную трудность произносить слова самостоятельно или формулировать мысли. Пациент с трудом читает и пишет. Чаще всего эти функции вовсе утрачиваются.

Что такое сенсорная афазия? Больной может бормотать что-то бессвязное, речь не подлежит его контролю. Навык чтения не утрачивается, но для пациента смысл написанного непонятен. Способность к написанию слов полностью отсутствует.

В результате перенесенного инсульта речи больного присуща сумбурность. При говорении он усиленно жестикулирует, включает экспрессивную мимику и множество различных интонаций. Человек пытается сформулировать свои мысли, но это у него не получается, так как правильное произношение и подбор нужных слов утрачен. Пациент может проявлять агрессию, зачастую плачет. Состояние у него нервозное. После инсульта утрачивается адекватное восприятие окружающего мира.

Как проходит восстановление речи?

Как восстановить речь после ишемического инсульта? После стабилизации состояния больного врачи советуют незамедлительно приступить к мероприятиям, способствующим восстановлению навыков говорения. Чтобы темпы реабилитации были быстрыми, с пациентом должен работать профессиональный логопед, но психологическая поддержка родных людей также крайне важна.

Как восстановить речь после инсульта? Упражнения, разработанные специально для этой цели, широко применяются логопедами. Работа специалиста построена на поэтапном возвращении утраченной функции посредством разных заданий: работы с карточками, раскладывания детского лото, произношения слов по слогам и полностью. Врач может научить больного компенсировать недостаток словесного выражения жестами.

Занятия нельзя приостанавливать даже в том случае, если желаемый эффект долго не достигается. Рано или поздно упорные старания врача и пациента дадут свои результаты.

Основные рекомендации для проведения упражнений

Как восстановить после инсульта средней тяжести речь? Рекомендации относительно того, как проводить упражнения по ее восстановлению, отличаются четкостью. Главной целью занятий является заставить клетки, расположенные в пораженной области мозга, выполнять утраченные функции. Это достигается посредством постоянных тренировок. Больному необходимо слышать живую речь. С ним следует постоянно общаться. Это поможет ему начать воспроизводить звуки.

Что касается произношения целых слов, то в случае полного отсутствия навыка говорения пациенту предлагается произносить отдельные звуки и слоги. С этой целью человеку говорят часть слова или фразы. При этом окончания не договариваются. Пациент должен сам их произнести.

Благотворное влияние на развитие способности к воспроизведению слов оказывает пение. Если петь больному и предлагать ему подпевать, то он намного быстрее восстановит речь. Такой метод отличается высоким уровнем эффективности.

Очень важным является восстановление способности произношения звуков. Возможно, человек способен разговаривать, но за счет сильного нарушения иннервации мимических и жевательных мышц происходит их застывание.

Упражнения для разработки мышц

Как восстановить речь после инсульта? В обязательном порядке требуется разработка лицевых мышц.

Пациенту предлагается:

  • складывать губы в трубочку;
  • оскаливать зубы;
  • максимально выдвигать язык вперед;
  • слегка прикусывать челюстями то верхнюю, то нижнюю губу;
  • облизывать губы языком в обоих направлениях.

Работа логопеда

После того как будет проведено обследование больного и определен тип афазии, следует немедленно приступить к занятиям с логопедом. Следует отметить, что у трети людей, перенесших инсульт, на момент выписки из больницы речь полностью восстановлена. Конечно, такое возможно, если в больнице имеется логопед, который проводит занятия с пациентом с первой же недели его болезни.

Что такое логопедия?

Логопедия — наука, занимающаяся изучением нарушений речи, разработкой путей их преодоления и предупреждения, методами коррекционной работы. Больные, которые даже после занятий с врачом выписываются с тяжелым нарушением речи, при последующей работе, проводимой с регулярностью, могут справиться с недостатками и приступить к работе.

Методы, применяемые логопедами

С самого начала логопедом проводится «размораживание» нарушенных функций речи на основе прежних стереотипов. Врач проверяет реакцию больного на слабые раздражители, к примеру приглушенное говорение. Работа построена про принципу нарастания уровня заданий от легких к сложным.

Здесь учитывается тот немаловажный нюанс, что подборка упражнений осуществляется индивидуально, с учетом степени поражения речевого аппарата пациента. Принимается во внимание и тип афазии.

Для одного человека будет легко называть предметы, для другого — поддерживать диалог и т. д. Но нельзя постоянно давать легкие задания. Их сложность должна неуклонно расти.

Первое занятие не должно стать для пациента обременительным. В начале реабилитации рекомендуется использование материала, имеющего эмоциональную значимость для больного. Также подбирается и соответствующая смысловая нагрузка.

Что нельзя предлагать на начальных этапах лечения?

Проведение начальных этапов лечения имеет огромное значение. Не рекомендуется предлагать прорабатывать отдельные слова вне контекста и подключать звуки. Для восстановления речи логопедом должны быть созданы всяческие условия для того, чтобы больной как можно быстрее смог поддержать беседу.

Применение пения

После инсульта быстрее восстановить речь поможет пение. Занятия логопеда с включением элементов музыки дают положительные результаты. Если пациент затрудняется закончить предложение, которое начал логопед, то можно предложить прослушивание и пение любимых песен. Необходимо выяснить, какие песни любит и знает больной. В процессе пения слова сначала произносятся пациентом нечетко. Постепенно произношение их улучшается. Такое задание должно протекать в позитивной атмосфере. Больному оно приносит удовольствие.

Сразу после того как пациент сможет произносить слова, следует вызвать у него интерес к самостоятельным занятиям. К примеру, предложить ему вставить в предложения пропущенные буквы или предлоги.

Какие методы применяются для людей с сенсорной афазией?

Для людей с сенсорной афазией применяются наглядные материалы. Больному показывается картинка, которую предлагается срисовать, если это позволяет сделать его состояние. Затем называется слово, символизирующее изображение. Все действия, которые проводятся логопедом, сопровождаются доброжелательными спокойными комментариями: «Давайте поправим подушку», «Поднимите, пожалуйста, голову», «Теперь можете положить голову на подушку». Так можно восстановить речь после инсульта при наличии сенсорной афазии.

Больные с подобным нарушением плохо различают близкие по звучанию слова. Подходящим упражнением является применение рисунков. Пациент должен показать названный предмет. К примеру, выбираются такие пары созвучных слов, как «том — дом», «точка — почка» и т. п.

Продолжительность занятий

Продолжительность занятий и промежутки между ними зависят от индивидуальных возможностей пациента. Средним показателем является 7-15 минут. Через два месяца упражнения можно проводить в течение получаса. Следует также держать под контролем нагрузку речевого и слухового аппарата пациента.

В палате должно быть спокойно, не должно быть включено радио или телевизор.

Помощь логопеда на поздних этапах

Если помощь логопеда не была оказана в первые недели заболевания, то нарушения в речи отличаются стойкостью. И в этом случае восстановить утраченную функцию можно, но работать с больным должен афазиолог, который обладает своими методами.

Поддержка человека, перенесшего инсульт

Очень важно поддержание в больном оптимистического настроя. Персонал больницы, родственники пациента и логопед не должны дать почувствовать человеку, что он инвалид. Иначе человек замкнется в себе и воспримет болезнь как приговор. После инсульта эмоциональная восприимчивость пациентов слишком высока. Ласковое обращение будет в этом случае лучшим помощником в деле восстановления утраченной способности к говорению.

Можно ли проводить самостоятельные занятия под руководством близких людей?

Как восстановить речь после инсульта в домашних условиях? Самостоятельные занятия родственники могут проводить только с разрешения врача. Здесь важно не переусердствовать. Не следует излишне перегружать больного или же давать ему непосильные задания.

Родственникам зачастую не хватает терпения, и они хотят достичь желаемого результата в короткие сроки. Малая успешность в выздоровлении вызывает у них разочарование, которое выражается в мимике и жестах. Пациент, уловив такую реакцию близких людей, теряет оптимизм и впоследствии может отказаться от проведения лечения. Поэтому на занятиях с логопедом родственники пациента не присутствуют.

Важные замечания

Чтобы восстановить речь и память после инсульта, рекомендуется настойчиво заставлять больного проговаривать названия окружающих предметов. Доказано, что пациенты лучше запоминают предметы, нежели действия.

При общении с человеком, перенесшим инсульт, важно учитывать, что во время параллельного разговора нескольких человек больным плохо различаются звуки и слова.

Тем, кто перенес инсульт, нельзя осуществлять просмотр телевизора более 2 часов в день. Следует подбирать только спокойные интересные передачи. К примеру, любителей спорта спортивная передача побудит к комментариям, что окажет свое воздействие на восстановление речи.

Народные средства

Могут ли восстановить речь после инсульта народные средства? Испытанным методом, употребляемым в народе, является использование нарезанной тонкими ломтями или натертой черной редьки. Ее следует держать во рту. При этом в ротовой полости возникает чувство жжения и покалывания. Также из редьки делается компресс. Его прикладывают к поврежденному лицевому нерву.

Заключение

В статье были рассмотрено, как восстановить речь после инсульта. Процесс этот долгий и кропотливый. Он требует усердия как пациента, так и врача. Терпение, поддержка близких людей, спокойный настрой и четкое следование рекомендациям врача помогут заболевшему человеку справиться с недугом.

Восстановление речи после инсульта: степень поражения, упражнения

Афазия после инсульта (нарушение речи) относится к частым последствиям острого нарушения мозгового кровообращения. По статистике, 20% (или около этой цифры) пациентов, перенесших ишемический инсульт, отмечают проблемы с речью разной степени тяжести.

В большинстве своем это обратимое нарушение, однако, требуется грамотное лечение. Что же стоит знать больному?

Причины афазии

Афазия при  инсульте развивается по нескольким причинам. Основной и непосредственный фактор, влияющий на речевую функцию — повреждение особых центров головного мозга (также они известны как зоны Вернике и Брока).

В зависимости от локализации поражения способность говорить, исчезает полностью или частично (в этом случае ответить на вопрос «восстанавливается ли речь?» стоит положительно).

Чем тяжелее степень поражения церебральных структур, тем более выражены нарушения. Если очаг значительных размеров, исчезает возможность говорить и понимать обращенные слова (в этом случае восстановить речь после инсульта очень сложно).

Тип афазии, равно как и тяжесть состояния напрямую зависят от локализации патологического очага.

Виды афазии

  • Моторная афазия. Причина ее развития лежит в поражении церебральных структур в области зоны Брока. Пациент распознает и воспринимает обращенные к нему слова, однако сам не в состоянии говорить. Фактор развития кроется в парезе структур, отвечающих за двигательную функцию мимических и иных мышц. Нарушается нервная проводимость. Моторный тип считается одним из сложнейших в плане курации.
  • Сенсорная афазия. Сенсорная афазия дает знать о себе при разрушении церебральных клеток в височной области (центр Вернике). В данном случае страдает способность понимать слова других людей. Пациент может говорить, но лишь частично. Монолог не отличается содержательностью и состоит из обрывков фраз.
  • Сенсомоторная афазия. Смешанный тип. Страдает способность говорить и воспринимать слова. Если пропала речь по такой причине, перспективы восстановления туманны.
  • Тотальная афазия. Заключается в полной утрате фикции по генерации и восприятию речи. Наблюдается при массивных нарушениях мозгового кровообращения.
  • Семантический тип поражения. Пациент воспринимает слова, может говорить, однако утрачивает способность анализировать сложные речевые и письменные структуры: путается в окончаниях, управлении в словосочетаниях, не понимает смысла некоторых выражений. Пропадает навык к анализу.
  • Амнестически нарушения. При данном типе патологии больной забывает названия знакомых предметов, путается в абстрактных понятиях.
  • Афферентные нарушения. Связаны с трудностями непосредственного произношения отдельных звуков.
  • Динамические нарушения. Изменяют аналитические способности пациента к поиску верных грамматических конструкций.

Существуют и другие типы нарушений. В некоторых случаях при инсульте отмечается обратное явление: пациент становится чересчур разговорчивым, речь живая, активная, но бессвязная и лишенная смысла.

Несмотря на все сложности, сенсорная и моторная, а также семантическая и амнестическая типы афазии имеют хороший прогноз в плане излечения. Если отнялась способность говорить, залог успеха — комплексный подход.

Типы терапии

В основе лечения лежит системный подход. Прибегают к медикаментозному, логопедическому и другим методам терапии.

Медикаментозное лечение

Характер терапии зависит от тяжести состояния. Если нарушения не приняли тотального характера, возможно использование следующих групп лекарств:

  • Ноотропов. Помогают восстановиться нормальной мозговой деятельности, ускоряют регенеративные процессы.
  • Гипотензивные препараты. Благодаря им снижается артериальное давление, и клетки мозга быстрее восстанавливаются. Кроме того, эта мера входит в число противорецидивных.
  • Антикоагулянты. Снижают свертываемость крови.
  • Мочегонные фармацевтические средства. Используются для снятия отека мозга. Помогают быстрее вывести жидкость из организма.

При тяжелом течении процесса, а также в период реабилитации показаны следующие лекарственные средства:

  • Актовегин.
  • Мексидол.
  • Цераксон.
  • Глиатилин.

Несколько оригинальный, но действенный медикаментозный ответ на вопрос, «как восстановить речь после инсульта» заключается в применении стволовых клеток. Благодаря этим бессмертным и универсальным цитологическим единицам происходит быстрая замена отмерших нейронов. Для целей лечения врачи берут биоматериал пациента, выращивают его до необходимого числа, затем вводят с интервалом в два месяца. Как показывает практика, этот метод имеет право на жизнь и отличается эффективностью.

Помощь логопеда

Как еще после инсульта восстановить речь? Посредством посещения логопедического кабинета. Логопед после инсульта — один из главных врачей и помощников больного.

Зачастую пациентам приходится заново учиться говорить, проходя весь путь сначала. Услуги логопеда для взрослых после инсульта стоят недешево, потому лучшим решением станет посещение врача при стационаре.

После инсульта можно восстанавливаться и в домашних условиях, но на первых этапах реабилитации без помощи профессионала не обойтись.

К каким методам прибегает доктор:

  • На первой стадии специалист знакомится с больным, устанавливает контакт и проводит первичную диагностику: оценивает силу голоса, тембр, тяжесть поражения, способность понимать обращенную речь.
  • Далее занятия с логопедом проводятся по нарастающей сложности. Материал для занятий подбирается, исходя из тяжести патологии.
  • В самом начале проводится работа над произношением отдельных слов, затем над пониманием их в контексте сложных семантических конструкций.
  • Типичный пример задачи: логопед начинает фразу и предлагает больному ее закончить.
  • В качестве методики в ходе логопедических занятий может быть предложена любимая песня больного. Пациенту предлагается вспомнить и произнести слова, подпевать. Большую роль в данном случае играет положительная мотивация.
  • Больному предлагается рисовать картинки по представленной теме.

Длительность первых занятий не превышает 10-15 минут. Спустя месяц-два добавляют еще 15 минут и доводят длительность до получаса.

Примерный комплекс упражнений

Логопедические упражнения «завязаны» на постоянных тренировках. По окончании острого периода и по согласованию с логопедом пациент может выполнять комплексы лечебной гимнастки на дому.

Наиболее эффективны следующие упражнения:

  • Губы напрячь и вытянуть вперед, образуя трубочку и, как бы желая произнести звук «У». Повторить 5-10 раз. Тренирует мимическую мускулатуру.
  • Слегка прикусить нижними зубами верхнюю губу. Затем проделать то же самое, прикусывая верхними зубами нижнюю губу.
  • По счету «один» опустить голову, прижимая подбородок к груди. По счету «два» вернуться в первоначальную позицию.
  • Язык высунуть. Свернуть в трубочку.
  • Высунуть язык вперед настолько, насколько позволяет его длина. Теперь постараться достать сначала до подбородка, а затем до носа.
  • Вытянуть шею насколько, насколько позволяет позвоночник, высунуть язык на максимальную амплитуду. Задержаться в таком положении на несколько секунд.
  • Выполнить предыдущее упражнение. На пике произнести шипящий звук.
  • Совершить цокающие движения языком.
  • Высунуть язык. Теперь нужно облизывать губы движениями по кругу.
  • Загнуть язык назад, желая облизать мягкое небо.
  • Выполнить круговые движения языком, не открывая рот.
  • Громко чмокать, как бы посылая поцелуи в воздух.
  • Улыбнуться, максимально «растягивая» улыбку.

Позднее следует стараться произносить отдельные слова и скороговорки.

Как можно вернуть речь, выполняя указанные упражнения? Систематические занятия восстанавливают стереотипные, автоматические движения и улучшают питание пораженных нервов и мышц.

Правила выполнения упражнений:

  • Торопиться не следует.
  • Не стоит форсировать темпы занятий.
  • При первых признаках усталости следует взять небольшую передышку.

Другие методы

  • Иглотерапия. Лечение показано при моторной афазии.
  • Физиотерапия. Подобный метод лечения также эффективен только при моторной афазии.
  • Хирургическое лечение. Применяется в исключительных случаях.

Длительность реабилитации

Сколько в среднем длится афазия? Все зависит от восстановительных способностей организма больного и сроков оказания первой помощи. Если не брать в расчет тотальную афазию, острый период длится от 3 месяцев до полугода и больше. В дальнейшем наступает постепенное улучшение речевой функции и памяти.

До стабильного состояния пациент «добирается» в течение 2-3 лет.

Как восстановить речь после ишемического инсульта?

Это сложный вопрос, требующий комплексного ответа со стороны пациента и его врачей. Судьба пострадавшего решается в первые 72 часа, именно в этот период показано оказание помощи и в тот же момент определяется, насколько тяжелой будет афазия.

В деле терапии большое значение имеет упорство человека и психологическая поддержка со стороны близких.

В системе названные психологические и физиологические факторы помогут быстрее восстановить речевую функцию.

Загрузка…

Восстановление речи, навыков письма и чтения

Наиболее быстрая реабилитация нарушенной речи происходит в течение шести месяцев от начала инсульта, затем темп ее восстановления значительно замедляется и может тянуться годами. Поэтому занятия по восстановлению речи больного необходимо начинать как можно раньше и проводить их регулярно.

В семье больного должны помнить, что даже обычный бытовой речевой контакт с больным способствует восстановлению понимания речи.

Внимание! Ничто так не препятствует человеку в процессе восстановления речевых функций, как «речевая изоляция», когда больной предоставлен сам себе, в семье с ним мало разговаривают, не включают его в общую беседу, в обсуждение текущих проблем.

Восстановить речь при моторной афазии помогут следующие упражнения.

1. Подобрать глаголы к словам. Например: «машина», «человек», «самолет», «лошадь» и т. д.

2. Закончить предложение. Например: «Я рад, что…», «Мы идем в аптеку, чтобы…» и т. д.

3. Составить предложение со словами. Например: «шумит», «светит», «рисует» и т. д.

4. Составить предложение по опорным словам. Например: «дерево – иней», «птица – небо», «машина – дорога» и т. д.

5. Ответить на вопросы. Например: «Как вы себя чувствуете?», «Кто ваши друзья?», «Сколько у вас детей?» и т. д.

Упражнения (с учетом словарного запаса и речевых возможностей больного) необходимо заранее продумать и записать до занятий. Возьмите за правило проводить с больным каждый день несколько упражнений-игр, которые увлекут больного и помогут ему восстановить речь и внимание. Для восстановления речи при моторной афазии будут полезны следующие словесные игры.

«Синонимы»

Больной подбирает слово, схожее по значению и смыслу с названным вами словом. Например: «смелый – храбрый», «добрый – щедрый» и пр.

«Антонимы»

Больной называет слово, противоположное по значению с названным вами. Например: «новый – старый», «высокий – низкий» и пр.

«Придумай рифму»

Больной придумывает рифму к произнесенным вами словам.

«Придумай название»

Больной подбирает правильное название для рисунка или фотографии.

При моторной афазии в речевые занятия необходимо включать произнесение больным порядкового счета, пение хорошо известных песен. Вначале нужно подсказывать первый куплет. Больной, вслушиваясь в слова, уже со второго прослушивания может начать подпевать. Конечно, поначалу он будет исполнять лишь окончания слов, а сами слова произносить нечетко, но с каждым разом слова будут все больше наполняться четкостью и звуками.

Восстановлению устной речи способствует чтение больному небольших (6–12 строчек) рассказов. Постепенно он должен учиться их пересказывать. Чем лучше больной начинает говорить, тем сложнее должен быть текст для чтения и пересказа.

При сенсорной афазии нарушается смысловая сторона речи, то есть страдает ее понимание. При этом собственная речь сохранена, но малоинформативна.

Больному предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические примеры. При этом больной неизбежно делает ошибки. Так, списывая слово «дом», он может написать «дтцкри», то есть набор букв. Ему надо деликатно показать на ошибки, можно подчеркнуть их красным карандашом. Как только больной начинает осознавать свой речевой дефект, он попытается его исправить.

Для восстановления смысловой стороны речи используют картинки с изображением различных предметов или животных. Хорошо подходят картинки из детского лото. На отдельных полосках бумаги делают четкие соответствующие подписи к каждой картинке. Больного просят правильно разложить подписи к предметным картинкам. Когда он научится справляться с таким заданием, его просят списывать эти подписи и читать их вслух.

По ходу занятий можно больного попросить выписывать из книги или газеты слова, начинающиеся со сходно звучащих букв: на «б» и «п», на «д» и «т» и т. д. Так постепенно тренируется восприятие звуков речи.

В качестве тренировки понимания речи больному называют вслух окружающие предметы («стол», «окно», «шкаф», «ложка») и просят, чтобы он показал их. Первое время ему это удается с трудом.

При дизартрии наблюдается крайняя замедленность, заторможенность движений языка, губ, мягкого нёба, гортани либо полное отсутствие этих движений. Преодолеть дизартрию можно только ежедневной тренировкой движений мышц языка, губ, мягкого нёба и глотки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как можно восстановить речь после инсульта и какие методы применяются

Больной после инсульта нуждается в реабилитации

Человеку после инсульта необходимо все силы направить на восстановление своего здоровья независимо от причины болезни. После медикаментозного лечения реабилитация полностью зависит от степени тяжести инсульта и состояния больного.

Специалисты определяют какие участки мозга повредились и составляют индивидуальную программу реабилитации. Одним из самых распространенных постинсультных расстройств является нарушения речи. Обычно оно появляется вместе с дефектами физической двигательности.

Речевые расстройства могут быть разных видов и проявляются индивидуально. Поэтому для их восстановления подбирают специальные методики, которые применяются на практике сразу после разрешения лечащего врача.

Степень нарушения зависит от пораженной зоны мозга. Для пациента восстановление речи очень тяжелый процесс, поскольку теряется его адаптация в социальной среде, прежние привычки и коммуникативные навыки. Для того, чтобы вернуть нормальную способность говорить понадобится больше времени, чем на нормализацию физических способностей человека. Даже при ее сохранении после инсульта, возможны повреждения, которые требуют медикаментозного лечения и других методов их исправления.

Чтобы понять, как можно вернуть речь после инсульта, необходимо разобраться в видах ее нарушения. У человека, перенесшего инсульт, речевые нарушения могут быть следующие:

  1. Афазия. Человек теряет функции речи из-за поражения левого полушария мозга.
  2. Дизартрия. Нарушен речевой аппарат. Поражается произносительная постановка голоса, артикуляция, ритм и образование голоса.

Афазия подразделяется на следующие виды:

  1. При моторной афазии человек с трудом произносит некоторые звуки и буквы, но в целом окружающие его понимают. В случае тяжелой стадии поражения речи пациент не разговаривает, трудно произносит даже звуки, а ее восстановление невозможно.
  2. Во время сенсорной афазии нарушается понимание речи пациентом. Слух и голос сохраняются, но человек теряет понимание того, что он говорит. Речь теряет смысл и наполнена пустыми словами.
  3. Афазия смысловая характеризуется тем, что человек не понимает значение простых предметов. Например, он не знает, что из чашки можно пить воду, а ложкой есть еду.
  4. При тотальной афазии больной теряет способность говорить и произносить любые звуки.

Упражнения по восстановлению произношения лучше проводить одновременно с приемом лекарственных средств для кровообращения головного мозга. Вместе с логопедическими занятиями проводят массажные процедуры и физические упражнения. Важным моментом после инсульта является помощь и поддержка близких людей человека. Они должны стимулировать речь разговорами, чтением книг для пациента и совместным просмотром телевизора.

После инсульта у людей часто наблюдается дисфония. Это могут быть частичные нарушения голоса. Из-за изменений в коре головного мозга, возникают расстройства тембра, силы голоса. Дисфония характеризуется чувством комка в горле, боли и дискомфорта.

Методы лечения афазии

Для лечения афазии разработаны различные методы

В каждом виде афазии применяют разные методы ее лечения.

Восстановление речи с помощью логопедов. Если степень афазии не тяжелая, то логопедической упражнения совместно с медикаментозной терапией дают прекрасные результаты. Занятия проводят, чтобы привести в активность правое полушарие мозга. С помощью постоянных тренировок можно восстановить речь, но этот процесс очень длительный.

В более сложных случаях используют хирургический метод. С помощью операции улучшается кровоснабжение поврежденных участков головного мозга.

Физиотерапевтические методы с применением приборов, особенно эффективны при моторной афазии.

Рефлексотерапия с применением иглоукалывания, которое улучшает обмен веществ в организме и кровоснабжение мозга.

Чтобы пациент смог выговаривать слова, понадобится работа с навыками нижней челюсти. Нужны занятия с логопедом по восстановлению функции глотания, медикаментозная терапия и комплекс упражнений с языком. Например, поочередно расслаблять и напрягать высунутый язык, делать им круги и выполнять упражнения для губ и мышц челюсти.

Перед началом лечения надо знать, что этим должен заниматься только специальный доктор афазиолог или фониатр. Его методы работы отличаются от упражнений для развития речи у детей. Также терапию лучше проводить в течение первых месяцев после болезни, иначе процесс может усложниться. Заниматься стоит не реже 3 раз в неделю, а для лучшего результата их стоит проводить каждый день. Время на упражнения в начале не должно быть больше получаса, чтобы больной не переутомлялся. Лечение должно разделяться на работу с логопедом и на самостоятельные занятия.

Специальные упражнения

Суть занятий по возвращению речевых функций пациента заключается в повторении несложных звуков и слов. Повтор каждого осуществляется до 10 раз:

Максимально высунуть язык, при этом издавая шипение подобно змее. Вытягивать шею и задержаться в таком положении три секунды, затем отдохнуть и повторить снова.

Логопедами разработаны специальные упражнения

  1. Показывать все свои зубы. Можно упражнение делать без звука.
  2. Широко улыбаться, не показывая зубы.
  3. Подобно звуку цоканья копыт лошади, дотрагиваться зыком до неба.
  4. Пытаться дотянуться кончиком языка к носу, а затем к подбородку.
  5. Дотянуться до подбородка верхней губой.
  6. Сложить губы в колечко.
  7. Свернуть язык в трубочку и высунуть его.
  8. Чмокать губами, как при воздушном поцелуе.
  9. Сложить губы в виде рупора и попробовать потрубить ими.

Поочередность выполнения упражнений любая.

Вместе с логопедическими упражнениями пациента следует учить письму и чтению, потому что они способствуют развитию речи. Если правая рука сильно повреждена, то надо учиться писать левой.

Рекомендации

Упражнения для восстановления нужно делать не только в стационаре, но и дома

Занятия специалисты рекомендуют проводить дома. В домашней атмосфере человек сможет быстрее расслабиться и сосредоточено выполнять все задания логопеда. Близким не нужно присутствовать при выполнении упражнений, потому что это может отвлечь его внимание. Родственникам стоит всегда оказывать больному поддержку и хвалить его за малейшие результаты. Им не стоит разговаривать при нем о сложных моментах ухода за пациентом.

Первое занятие доктор начинает с детального осмотра больного. Чтобы выбрать комплекс упражнений, врачу необходимо определить реакцию человека после инсульта на тихий голос, шепот. Первые упражнения должны быть достаточно простые для человека, чтобы он смог их выполнить без больших усилий. Далее занятия усложняются. Лучше их проводить в форме беседы. Заниматься нужно регулярно, особенно в первые годы после нарушения мозгового кровообращения, тогда процесс выздоровления происходит быстрее и легче. Наибольший эффект как правило проявляется в первые 6 месяцев.

Если человек занимался пением до болезни, то хорошие результаты будут после использования этого навыка с помощью доктора. Тексты песен лучше петь знакомые и понятные больному. Также полезно приговаривать скороговорки, если пострадавшему это под силу.

Логопеды успешно используют метод рисования и карточки с нарисованными предметами, чтобы восстановить речь у людей с сенсорной афазией. Пациенту показывают изображенный предмет, а затем он пытается его повторить в своем рисунке.

Родственники должны понимать, что нарушения голоса не являются психическими расстройствами даже тогда, когда человек произносит слова без смысла. В большинстве случаев больной прекрасно понимает окружающих. Но даже если это не так, нельзя игнорировать человека. Во время беседы нельзя повышать голос, потому что нарушение речи не является глухотой. Люди после инсульта также чутко реагируют на разный шум, поэтому лучше устранить посторонние звуки при разговоре. Речь собеседника должна быть медленной, разборчивой, а голос спокойным.

Очень плохо на пациента влияет отсутствие общения с людьми. Близким нужно спрашивать мнение пострадавшего, заводить при нем беседы с его участием. Разговаривать с человеком нужно на равных и больше слушать его. Людям после инсульта очень тяжело высказаться и объяснить, что им нужно.

Как восстановить речь после инсульта должны знать все близкие люди больного человека. Важно, чтобы человек не чувствовал себя тяжелой обузой для родных. Только при наличии необходимых знаний, терпения и усилий можно максимально восстановить речь. С помощью положительного настроя можно добиться хороших результатов.
Возможно вам также будет полезна информация про имплантация зубов.

❶ Как восстановить речь 🚩 Лечение болезней

Автор КакПросто!

Функция речи может пострадать вследствие некоторых заболеваний, например, инсульта. Отмечены случаи, когда человек терял речь от сильного испуга, потрясения, контузии и т.п. В отдельных случаях нарушение функции незначительно, а в наиболее тяжелых дело может дойти даже до полной потери возможности говорить.

Как восстановить речь

Статьи по теме:

Инструкция

Допустим, функция речи нарушена в результате инсульта. Ее можно восстановить, но это потребует времени и усилий, причем не только со стороны больного, но и, главным образом, со стороны его родных, близких. Они должны заранее настроиться на то, что это будет долгая и нелегкая работа, проявить терпение и понимание.

С больным необходимо чаще общаться, разговаривать. Рассказывать ему, что происходит в семье, у друзей, знакомых, на работе, обсуждать при нем разные домашние дела, проблемы. Необходимо всячески пытаться заинтересовать его, втянуть в разговор. При этом говорить с ним нужно медленно, громким и четким голосом.

Как восстановить речь

При любой возможности надо вместе с ним смотреть телепередачи, особенно те, которым он раньше уделял особое внимание. Обсуждать увиденное, добиваться, чтобы больной пытался хоть что-то сказать, хоть как-то выразить свое отношение. Чем больше будет таких попыток, тем раньше восстановится функция речи.

Добивайтесь, чтобы больной повторял за вами слова. Начните с самых простых, постепенно переходите к более сложным, а потом, по мере успехов, к коротким фразам. Следует побуждать больного делать специальные упражнения для губ и языка, перечень которых можно получить у логопеда. Например, он должен вытягивать губы «трубочкой», делать горизонтальные и круговые движения языком, касаться его кончиком верхнего неба, покусывать губы, и т.д.

Люди, перенесшие инсульт, часто становятся повышенно раздражительными, их поведение производит впечатление неадекватности, эгоцентризма. Общение с ними может превратиться в настоящую пытку. Родным и близким следует проявить великодушие и снисходительность, ни в коем случае не бранить больного, не упрекать. В противном случае восстановление функции речи может замедлиться.

Видео по теме

Совет полезен?

Статьи медицинского характера на Сайте предоставляются исключительно в качестве справочных материалов и не считаются достаточной консультацией, диагностикой или назначенным врачом методом лечения. Контент Сайта не заменяет профессиональную медицинскую консультацию, осмотр врача, диагностику или лечение. Информация на Сайте не предназначена для самостоятельной постановки диагноза, назначения медикаментозного или иного лечения. При любых обстоятельствах Администрация или авторы указанных материалов не несут ответственности за любые убытки, возникшие у Пользователей в результате использования таких материалов.

Похожие советы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *