Что такое черная желчь – Петербургский профессор: Гиппократ говорил, что у флегматиков желчь желтая, а у меланхоликов

Содержание

Черная желчь – изменение естественного цвета секрета

Черная желчь во времена становления европейской цивилизации у родоначальника медицины Гиппократа считалась непременным признаком определенного типа темперамента. Сам термин употреблялся для обозначения меланхолии – душевного состояния, вызванного заболеванием психики или сопровождавшегося крайним унынием и задумчивостью.

Получение научных знаний позволило обнаружить, что темперамент человека не может ограничиваться узкими рамками – есть смешанные типы, сочетающие в себе характерные признаки двух или даже нескольких. Но теория, объясняющая состав желчи влиянием психики, не утратила права на существование. Она стала одним из вероятных предположений в определении причин трансформации специфического секрета.

Желчный секрет как диагностический показатель

В древней медицине, восточной и западной, биологическая жидкость считалась важным критерием определения здоровья человека, непременным свидетельством наличия у него одного из типов темперамента. Мистическое или символическое трактование трансформаций цветового компонента желчи со временем утратило актуальность, но не исключило правоту сделанных наблюдений.

Желчный секрет

Обнаружилось, что некоторые заболевания способны менять цвет жидкости, продуцируемой клетками печени, и это не всегда физические факторы. Некоторые из них относятся к психическим нарушениям, заболеваниям нервной системы или головного мозга.

В организме человека все взаимосвязано. Чем больше информации о жизнедеятельности открытой системы приобретало человечество, тем логичнее становились объяснения:

  • Болезни нервной системы ведут к нарушению проводимости импульсов, отвечающих за прохождение естественного процесса в клетках печени.
  • Патологические изменения головного мозга приводят к сбою гормональной деятельности, отсутствию своевременного запуска или контакта соединений.
  • Некоторые заболевания, затрагивающие психику или тело, неизменно приводят к трансформациям личности, а психоэмоциональные потрясения – к сбоям в деятельности органов и систем.
  • В норме желчь, продуцируемая печенью, золотистого цвета, и это обусловлено содержанием в ней специфических пигментов, участвующих в биохимических реакциях.
  • Желчный пузырь предусмотрен природой как естественный резервуар для хранения биологической жидкости и своевременной ее подачи при пищеварении.
  • Чтобы повысить вместимость мешковидного органа, природа придала ему функцию концентрации – удаления жидкости и сгущения плотных компонентов. Этот процесс приводит к видоизменению цветового признака – желчь в пузыре становится коричневой.

Черный цвет – признак определенных нарушений в организме. Он вызван избыточным количеством пигментов или присутствием частиц другой гуморальной жидкости – крови, в норме, отсутствующей. Спектр причин, вызывающих появление черной желчи, обширен.

Виды желчи

Задача диагностических мероприятий – определить причину такой аномалии и помочь в установлении тактики лечения. С достаточной степенью уверенности можно говорить об инфекции, воспалении и застое секрета в полом органе.

Виды желчи и зависимость цвета от заболевания

Вопрос о цвете желчного секрета может вызывать недоумение у человека без определенных медицинских знаний. Сама этиология названия предполагает, что окрашена специфическая жидкость в различные оттенки желтой гаммы. Клиническая практика демонстрирует различные цветовые вариации от белой до чёрной желчи, которую в некоторых источниках называют темно-зеленой.

Основной константой привычной окраски является соблюдение пропорции в составных компонентах пищеварительного секрета. Как и в случае с калом, окрас которого зависит от трансформированных фракций билирубина (стеркобилина), именно этот красящий пигмент и является причиной определенного тона.

Чем больше в продукции печени накапливается биливердиновых и билирубиновых фракций и плотнее их консистенция, тем темнее оттенок желтого, плавно переходящий в коричневый. В древней медицине считалось, что черная желчь содержится в селезенке, а желтая – в печени. Это объяснимое заблуждение, причиной которого стало избыточное содержание билирубиновых фракций в результате усиленного разрушения эритроцитов крови под влиянием отдельных патологий.

До сих пор в популярных источниках может встретиться утверждение, что черная желчь – это только результат внутреннего кровотечения, следствие развития гемолитической желтухи, однако, причины вариабельности цветового окраса гораздо шире:

  • оттенки желтой гаммы определяются физиологическими состояниями, вызывающими изменение концентрации, консистенции или баланса естественных компонентов;
  • окрашивание кровью может развиваться с одинаковой вероятностью при язвенной болезни желудка и 12-ти перстной кишки, геморрагическом диатезе или новообразованиях;
  • слабый оттенок зеленого или оливкового появляется при инфекционных процессах или застойных явлениях в путях транспортировки желчи, нередко – при воспалениях желчных ходов, протоков или даже стенок мешковидного органа;
  • белая желчь может быть результатом атрофии слизистой желчного пузыря или длительно протекающих воспалениях.

черная желчь

Темная (черная желчь) может быть связана с гемолитическими состояниями или хроническими застоями, плеохромия нередко действительно бывает при гемолитической желтухе, однако, она ассоциирована и с холангитом или воспалением желчных протоков, просто тогда она приобретает настолько темный оттенок зеленого, что его можно назвать и черным.

Реальный взгляд на вещи

Любители мистики, несмотря на достижения науки, продолжают с упоением следовать учению о черной желчи, как особой субстанции в человеческом организме, обладающей зловещими и необъяснимыми свойствами. Появление в человеческом теле специфического секрета с несвойственной ему темной окраской и вправду может спровоцировать болезненные состояния и психические нарушения, но теперь это легко объяснимо. Состав, консистенция, цвет и прозрачность любой биологической жидкости зависит от проходящих биохимических реакций.

Нарушение внутриклеточного метаболизма под влиянием патологических факторов приводит к появлению токсичных фракций. Их присутствие оказывает деструктивное действие на нервные окончания, клетки печени и головного мозга, отсюда и личностные изменения, и депрессивные состояния, слабость и подавленность. Единого способа избавления от этого отклонения нет. Лечебный протокол зависит от результатов диагностики и обнаруженной причины – распада эритроцитов, воспаления, инфекции, нарушений внутриклеточного метаболизма или застойных явлений в гепатобилиарной системе.

симптомы, значение, причины, необходимая диагностика и лечение

Мигрень и апатия, ощущение тяжести справа под ребрами – неприятные проявления нарушения работоспособности желчного пузыря. У некоторых это дополняется еще одним симптомом, вызывающим немалую обеспокоенность – рвотой черной желчью. Причиной этого явления может быть желчный застой. Патологическое состояние лишь указывает на наличие каких-то нарушений здоровья, само по себе болезнью не является, но скорректировать его можно, улучшив состояние организма в целом.

Актуальность вопроса

О том, почему желчь черного цвета, рано или поздно задумывается сравнительно большой процент населения нашей планеты, поскольку застой этой органической жидкости беспокоит многих. Желчь – это одна из самых важных жидкостей, присутствующих в человеческом организме. Ее значение не меньше присущего крови, не важнее и лимфа. Жидкость отвечает за работоспособность пищеварительной системы. За ее счет регулируется ритмичность мышечных сокращений кишечного тракта, то есть стабилизируется перистальтика. Благодаря желчи активнее протекают процессы всасывания незаменимых ингредиентов. Структура этого секретируемого внутренними системами вещества корректирует холестериновый обмен и реакции, протекающие с участием других липидов. От этого зависит энергетическое обеспечение тела в общем.

Преобладание черной желчи возможно в случае застойных явлений. Как считают некоторые специалисты в сфере медицины, если получится настроить работу внутренних органов так, чтобы желчь посветлела и стала более текучей, генерировалась строго во время трапез, можно предупредить практически все заболевания пищеварительного тракта. У человека, у которого нет сложностей с желчным пузырем и его содержимым, не страдает лишним весом, в организме не обнаружится избытка холестерина.

черная желчь по гиппократу

О проблемах

Существенная проблема со здоровьем – застойные явления, связанные с желчью. Этот секрет может генерироваться в неподходящем объеме. Возможно несвоевременное выделение содержимого желчного пузыря. Есть опасность спазматических явлений. Все эти состояния плохо сказываются на функционировании организма в целом. Иногда симптоматика указывает на наличие камней или очага хронического инфицирования.

Проблемы с желчью практически всегда приводят к нарушению стула. У многих страдающих такими сбоями работы внутренних систем самочувствие плохое, состояние зачастую вялое. Отмечается, что при нездоровом желчном пузыре человек намного быстрее стареет. Это связано с ускоренным развитием атеросклероза и ранним проявлением первичных симптомов.

Причины и последствия

Выясняя, почему желчь черная, стоит организовать полное обследование организма. С давних пор известна связь между работой ЖКТ, психическим и эмоциональным статусом человека и составом содержимого желчного пузыря. Качество рассматриваемого вещества определяет работоспособность печени. От этого зависит способность организма трансформировать питательные соединения в вещества, необходимые для формирования внутренних структур. Следовательно, качество желчи определяет способность усваивать белки и накапливать энергию, которую можно впоследствии тратить. Желчь – это вырабатываемый внутренними органами секрет, за счет которого печень очищает кровеносную систему от отравляющих соединений.

Желчь генерируется печенью, протоками перемещается в пузырь, где скапливается. Когда возникает нужда в выбросе (это происходит при поглощении пищи), внутренний секрет направляется в ЖКТ, дабы перемешаться с поступившими продуктами питания – в таком виде они перемещаются в кишечный тракт. Выделение секрета из пузыря, предназначенного для его накопления, обусловлено мышечными сокращениями стенок полости.

черная желчь

Анатомия и физиология

Желчь черного цвета, указывающая на застойные явления, появляется при нарушении работоспособности внутренних систем. Таковые могут связываться с невозможностью секрета нормально перемещаться внутри организма. Желчь, выталкиваемая из пузыря, на пути в кишечный тракт должна пройти через несколько сфинктеров, предупреждающих передвижение обратно. Управление этими элементами возложено на мозговые структуры и нервную систему. При нарушении тонуса возможны застойные явления.

Нередко при обследовании больного выявляются клеточные сбои, объясняющиеся погрешностями рациона. Чаще застой желчи наблюдается при получении избытка животных жиров. Сходные последствия возможны при объемном поступлении в организм высококалорийного питания, богатого химическими веществами. Возможны нарушения нервной системы, также приводящие к застою. Невротические состояния, стрессовые факторы и избыточная усталость ухудшают качество вегетативной нервной системы, контролирующей работоспособность внутренних структур. Развивается спазматическое явление, от которого желчный отток замедляется.

Кому угрожает?

Черная желчь в организме, связанная с застойными явлениями, чаще беспокоит питающихся продукцией быстрого приготовления. Застой угрожает тому, кто ест много мучного, питается животными белковыми и жирными структурами, при этом в рационе такой персоны мало овощного и каш, практически нет иных источников клетчатки.

Застойные явления угрожают тем, кто слишком устает на работе и часто сталкивается со стрессовыми факторами, подвержен гневливости или склонен расстраиваться. Застойные явления преследует людей с плохим качеством сна, склонностью к головной боли. Зачастую проблемы с желчью выявляют при ВСД, иных заболеваниях нервной системы, гепатите, паразитарной инвазии, печеночной жировой дистрофии.

Застойные явления угрожают тем, кто ест редко, употребляет обильный ужин.

черная желчь в организме

Что делать?

Если наблюдается рвота черной желчью или беспокоят другие признаки, указывающие на застойные явления, необходимо обратиться к доктору для выбора подходящей терапевтической программы. Применяются разнообразные лекарственные средства. На пользу пойдут спазмолитики. Такие средства помогают исключить спазмы протоков. Популярные препараты:

  • «Но-Шпа».
  • «Баралгин».

Помогут успокоительные со слабым эффектом – рекомендованы растительные. Можно принимать валерьяновую настойку. Для улучшения оттока желчи показаны желчегонные. Хорошо зарекомендовали себя «Хофитол» и «Аллохол».

Дополнительно на пользу пойдет массаж. Мануальные процедуры стимулируют отток секрета. Аналогичный результат дает физиотерапевтический курс. Такие манипуляции показаны на этапе ремиссии.

Психика и внутренние органы

По Гиппократу, черная желчь – это меланхолия. Депрессия как явление стала известна лишь недавно, поскольку этот термин ввели в девятнадцатом столетии. Около двух тысячелетий подряд задумчивость и душевные расстройства обозначали словом, которое придумал живший приблизительно в 460-370 годах до начала нашей эры греческий ученый. В древности люди, равно как и сегодня, страдали психическими отклонениями, включающими депрессивные расстройства. Известно, что древнеегипетские жрецы за четыре тысячелетия до начала нашей эры уже лечили тех, кто патологически тосковал. Древнеиндийские врачеватели считали, что причиной всему является одержимость, и людей обучали специальным образом, дабы они изгоняли из соотечественников злые силы.

В «Илиаде» можно найти описание человека, страдающего депрессией. Пифагор в своих работах рекомендовал при остром приступе удалиться из общества, дабы успокоиться. Именно он впервые изобрел лечение музыкой. Пифагор советовал слушать гимны Гесиода. Демокрит рекомендовал анализировать прожитое, дабы избавиться от страстей, которые есть корень зла.

лечение черной желчи авиценна

Древность и подходы к проблеме

Как уже упоминалось, по Гиппократу, «черная желчь» – это меланхолия, состояние, сопровождающееся унынием, задумчивостью, иногда душевной болезнью. Но было и другое определение. Меланхолическим древний врач обозначил один из четырех темпераментов человека, в организме у которого преобладает черная желчь. По его словам, люди, относящиеся к этой категории, избегают социума и опасаются света. Он же описывал меланхолию как ощущение страха и малодушие, продолжительное время беспокоящее персону. Долгое время вынужденный бороться с печалью и страхом человек сталкивается с типичными нарушениями, сопровождающими выделение черной желчи – потерей аппетита, проблемами со сном. Такая личность беспокоится и раздражается по мелочам, унывает зачастую без повода.

Уже в давние времена люди догадывались, что причину всему следует искать в мозге человека – можно это заключить, изучив работы не только Гиппократа, но и Авиценны. Лечение черной желчи, как считал Гиппократ, нужно начинать с мозга, который делает персону безумной, встревоженной, испуганной.

преобладание черной желчи

Платон и Цицерон

В работах Платона есть описание мании как сумасшедшего состояния. Этим же словом обозначали вдохновение. Манией называли такое неистовство, причиной которого был восторг из-за музы. Именно так великие поэты якобы получали силы для творчества. Сравнивая страдающего черной желчью вдохновленного человека и обывателя, люди древности считали первого предпочтительным и обладающим преимуществами.

В трудах Цицерона можно найти размышления о взаимной связи испуга, тоски и злых побуждений. Страх, как считал этот мыслитель, представляет собой размышление о предстоящем зле, тоска же посвящена тому, что уже имеется, а также произошедшему, оставившему после себя тяжелый след. Все эти волнения, свойственные меланхолии – «черной желчи», – словно бы набрасываются на персону, делая человеческую жизнь неразумной – такие выводы делал Цицерон.

Это важно!

Уже в трудах Цицерона состояние, которое в древности объясняли черной желчью, сравнивается с пыткой. Устрашенный человек подавлен, а скорбящий изнурен и мучим мыслями, сокрушается и видит мир искаженным. Такое приводит к маразму, саморазрушению, уничтожению разума. Сходные заключения делал Хризиппиус, чья трактовка явления меланхолии сводилась к самостоятельному растлению персоны своими же силами. Гомер говорит о меланхолии как попытке уединиться. В те времена светила медицины знали, что вылечить тело не составляет особенного труда, а вот лекарств для души не существовало.

Как можно узнать из работ Авиценны, черная желчь – это попытка уклониться от нормального пути развития. Меланхолия, по его мнению, была проявлением испуга, испорченности, нарушений. Ученый определял это состояние как избыточную задумчивость и склонность к наваждениям. Людей, страдающих черной желчью, он предлагал опознавать по взгляду – таковой или устремлен в землю, или зациклен на каком-то объекте. Вместе с тем человек страдает нарушениями сна, часто выглядит грустным.

почему черная желчь

Средние века и изменение взглядов

В средневековой Европе переживания было принято делить на добродетельные и порочные. Отчаяние, широко использовавшее в тот период, было словом, которое скрывало порочное душевное состояние сомнения человека в милости божественной сущности. Сюда же относили апатию, нерадивость. Апатия была практически синонимом печали. В тринадцатом столетии такое духовное состояние ассоциировалось с желчным разлитием. Введенный Гиппократом термин «меланхолия» постепенно ушел в прошлое, его заменили тоска, апатия.

В 1497-м появился на свет Фернель, в будущем – светило науки того времени. Он характеризовал меланхолию как безумство и лихорадочность и объяснял мозговым истощением, ослаблением, неспособностью органа работать. Меланхоличными называли тех, кто вел себя абсурдно и говорил соответствующим образом. Поступки таких людей не подчинялись логике. Поначалу подверженные меланхолии были вялыми и подавленными, равнодушными и слабыми, а по мере прогресса состояния – беспорядочными и склонными придумывать и воображать нечто плохое. Такие люди, как отмечали в средневековой медицине, склонны к одиночеству и зачастую проводят свое время в пещерах и на кладбищах.

желчь черного цвета

Прогресс ситуации

Приблизительно до середины прошлого столетия люди, из-за черной желчи оказывавшиеся в ведении психиатров, подвергались лечению голодом, цепью. Их жестоко наказывали физически. Депрессия вынуждала пациентов вести себя тихо, поэтому к ним чаще применялись более мягкие варианты воздействия. Затем изобрели погружение в ледяную воду, использовали ртуть и белену, другие яды. Со временем начали применять наркотические вещества, и наибольшее распространение получил опиум. Современные врачи используют антидепрессанты и комплекс психотерапевтических мер.

меланхолия от Аристотеля до Дюрера — T&P

Лекция Россиуса Андрея Александровича, доктора филологических наук, профессора школы философии Высшей школы экономики, а также внештатного сотрудника Института философии РАН.

Перипатетическая школа — философская школа, представленная учениками и последователями Аристотеля. Название произошло от привычки философа прохаживаться во время лекций (др. греч. περιπατέω — «прогуливаться»).

Текст, вокруг которого я хотел бы построить доклад, — это 30-я книга (которая по объему соответствует современной главе) приписываемых Аристотелю «Проблем». Этот том содержит, как показывают источниковедческое и стилистическое исследования, трактаты, принадлежащие разным деятелям перипатетической школы, и представляет собой компиляцию из трудов самого Аристотеля, Теофраста и других. «Проблема» с греческого (πρόβλημα) — нечто, предложенное к обсуждению, некий вопрос, на который предлагается ответить. Выбранная книга в этом смысле немного необычная: первая ее глава представляет собой отдельный трактат, где вопрос ставится неожиданным образом: «Отчего все исключительные люди были меланхоликами?»

Автор приводит примеры: меланхоликом, например, был Геракл, и об этом свидетельствует его безумие на горе Эта; меланхоликом был Беллерофонт у Гомера, что подтверждают его приступы безумия; меланхоликами были поэты и философы вроде Сократа, Платона и других. В этом довольно странном нагромождении проглядывается определенная логика: во-первых, всегда в качестве подтверждения меланхолии приводится безумие, во-вторых — склонность к каким-то кожным заболеваниям, как, например, в случае язв у Геракла. Если сопоставить это с трудами Гиппократа, становится понятно, что это не случайность.

Откуда вообще берется идея меланхолии? Это не такой простой вопрос, потому что меланхолия буквально означает μέλας χολή — «черная желчь». А μελαγχολία — это состояние, определяемое черной желчью, «черножелчье». А μελαγχολικος в переводе на русский язык — «черножелчник». Почему всем этим людям было свойственно состояние, определяемое черной желчью и характеризующееся описываемыми аффектами, приступами безумия и язвенными образованиями?

Что вообще такое меланхолия? Если есть черная желчь, то по определению должна быть и какая-то другая. Кроме того, по-русски слово «желчь» происходит от слова «желтый», но по-гречески слово χολή — нарицательное имя для данной субстанции, не подразумевающее никакой желтизны. Мы не встречаем никаких следов учения о четырех жидкостях организма довольно долго: черная желчь упоминается в ранних трудах «Гиппократовского корпуса», а во врачебных контекстах — на рубеже V–IV веков до н. э. В сочинении «Гиппократовского корпуса» «О воздухах» «черножелчье» относится к болезням желчи. Черная желчь еще не относится к фундаментальным телесным сокам человека — в данном случае болезненное состояние определяется лишь эмпирическим фактом изменения цвета жидкости. Однако чуть позже, спустя два десятилетия, в трактате «Об эпидемиях» «Гиппократовского корпуса» речь уже идет о склонности к меланхолическому конституционному типу, который был бы предрасположен к определенному типу заболеваний и определяется полнокровием. Там же упоминается и аффект, касающийся разумных способностей человека и проистекающий от черной желчи.

«Гиппократовский корпус» — разнородная коллекция медицинских трактатов, оказавшая большое влияние на развитие медицины как науки. Большинство сочинений было составлено между 430 и 330 годами до н. э., причем исследователи самому Гиппократу приписывают авторство от 8 до 18 сочинений.

Формируется учение, преобладавшее в европейской медицинской мысли со времен Галена. Согласно ему, здоровье определяется балансом четырех основных жидкостей в человеческом теле, а это, в порядке их утемнения, светлая желчь, флегма, кровь и, наконец, черная желчь. Откуда взялось такое представление? Системы этих жидкостей, их баланс именуется «смешением» — по-гречески κρᾶσις. Это слово происходит от глагола κεράννυμι, означающего смешивание вина с водой. Смешение этих жидкостей определяет здоровье человека, при этом для каждого типа смешения характерно преобладание одной из жидкостей. Латинская калька от слова κρᾶσις — это temperament, от глагола temperare, что также значит «смешивать вино с водой». Отсюда возникло учение о четырех темпераментах. Холерики — те, у кого преобладает χολή, или светлая желчь, у флегматиков преобладает флегма, у сангвиников — кровь, и, наконец, у меланхоликов преобладает черная желчь.

Откуда исторически взялось это учение? Во всех древних медицинских традициях излюбленный диагностический метод — это изучение отстоенных жидкостей, полученных из человека. В любом трактате по аюрведической медицине большое внимание уделяется умению врача рассматривать стоящие несколько недель сосуды с мочой, которая претерпевает разнообразные преобразования. Если же дать отстояться крови, то в ней происходит реакция оседания эритроцитов: она расслаивается. В самом низу оказывается тромбоцитная масса — форменные элементы крови, клетки, отвечающие за ее свертываемость и отличающиеся темным цветом. Над ней оказывается эритроцитная масса, то есть преимущественно красные кровяные тельца. Еще выше располагается слой клеток, ответственных за иммунные реакции, — лимфоциты и лейкоциты. И наконец, на самом верху находится плазма светло-желтого цвета — раствор определенных белков и электролитов, жидкая основа крови. Можно предположить, что греки рассматривали сосуды с кровью и на основе этих наблюдений ставили диагноз. В таком случае, например, толстый темный слой означал преобладание черной желчи. Хотя это не описано ни в каких текстах, такое объяснение кажется правдоподобным.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия»

У самого Аристотеля теория четырех жидкостей не встречается, но у него есть любопытные рассуждения о меланхоликах в целом ряде сочинений, которые согласуются с данными обсуждаемого трактата. Например, в трактате «О памяти» упоминается, что меланхолики могут видеть воображаемые картины, которые потом не могут вспомнить. А в «Никомаховой этике» говорится, что тело меланхоликов находится в состоянии возбуждения, поэтому они больше других нуждаются в медицинских средствах. В той же работе им приписывается необдуманная несдержанность: они следуют за воображением, не предаваясь размышлениям; меланхолики не могут ничего спланировать. В «Евдемовой этике» утверждается, что они делают правильный выбор в состоянии своего рода божественного воодушевления.

Непосредственно же в «Проблемах», отвечая на вопрос, почему все необычные люди были меланхоликами, автор проводит умозрительный опыт с вином, который напоминает о «Законах» Платона. Для того чтобы определить, кто пригоден к тому, чтобы быть хорошим гражданином, нужно давать ему вино — причем давать постепенно, ведь важны не дозы, а нарастание опьянения. У кого-то при принятии вина нарастает мера безответственности и бесстрашия. Кто-то способен преодолеть свою трезвую пугливость. Вино, таким образом, — это модулятор психических реакций, позволяющий на протяжении одного краткого эксперимента показать то, что может случиться с человеком на протяжении его жизни. Вино обладает свойством кратковременно и последовательно высвечивать черты характера в человеке, которые соответствуют тому или иному типу индивидуального характера.

Человек, принимающий вино, на какой-то момент оказывается то сангвиником, то флегматиком, то меланхоликом. В трактате имеется несколько наглядных примеров, на какой стадии опьянения высвечиваются те черты характера в человеке, которые другому носителю соответствующего темперамента даются как преимущественная диспозиция на всю жизнь. Вино и природа в обоих этих случаях достигают одинакового результата в силу одних и тех же причин: потому что природа вина сходна с природой черной желчи как смеси естественных жидкостей организма. Оказывается, что для Теофраста черная желчь — тоже смесь. Происходит не просто расслоение жидкостей — каждая более тяжелая жидкость представляет из себя смесь того, что есть в ней, с тем, что выше. Получается, что во флегме присутствует и светлая желчь, в крови присутствуют и флегма, и желчь, а в черной желчи присутствуют все четыре типа.

Таким образом, получается, что меланхолик способен имитировать при определенных условиях свойства всех других темпераментов, он обладает необыкновенной подвижностью. Черная желчь — это продукт сгорания всего остального, это тот остаток, который бывает при физиологических процессах в организме. Черная желчь может моментально переходить из холодного состояния в очень горячее. Оказывается, «черножелчник» способен, во-первых, к имитации других темпераментов, потому что они все в нем присутствуют. Во-вторых, он способен к огромному выплеску энергии, все может сгореть моментально, вслед за чем наступает колоссальный упадок сил. Отсюда берется общая меланхолическая болезненность.

  • Ганс Себальд Бехам. «Меланхолия»

    Ганс Себальд Бехам. «Меланхолия»

  • Джордж Гловер. «Меланхолия»

    Джордж Гловер. «Меланхолия»

Из «Поэтики» Аристотеля мы знаем, что подражание есть начало всякого познания. У человека есть потребность подражать, потому что так младенец получает свои первые познания и, кроме того, испытывает удовольствие от этого процесса. Получается, что эстетическая теория изначально гедонистична: она связана с механизмами познания и с удовольствием. Меланхолики способны к этому в большей степени, чем остальные. Но за выплеском энергии следует страшный упадок сил, все равно как у пьяницы, который напился, испытал эйфорию, а потом переживает неприятные физиологические явления. Выплеск энергии может повлечь за собой упадок сил, а может повлечь полнейшее безумие. В ранних текстах чаще всего встречается упоминание о меланхолии как о виде сумасшествия. В примере про Геракла Теофраст говорит, что не случайно древние прозвали священную болезнь — эпилепсию — по имени Геракла.

Ни для кого не будет новостью попытка сопоставить учение о четырех жидкостях с аристотелевской теорией трагического катарсиса. Например, Яков Бернайс показывает, что Аристотель в своей работе прибегает к медицинской метафорике. Он утверждает, что катарсис — это слово, употребляемое врачами при очистительных манипуляциях. Еще в V веке до н. э. врачи оперировали теорией о том, что в человеческом организме преобладают начала: например, если жар преобладает над холодом, то начинаются неприятности. В этом случае врачу нужно придумать манипуляции, чтобы восстановить баланс. Это наивная теория. Теория о четырех жидкостях более физиологична, сложна и предполагает некий конкретный механизм. Получается, что катарсис — это что-то вроде духовной клизмы. Согласно трактовке Бернайса, в человеке, в его психике, накапливаются негативные эмоции, плохие переживания, которые благодаря созерцанию трагедии человек испытывает более интенсивно в силу способности к подражанию герою. Весь немотивированный ужас, который происходит со зрителем в трагедии, ведет к тому, что человек освобождается от негативных эмоций. Подражательство герою действует подобно тому, как действует рвота на отравившегося человека.

Теория меланхолии имела неожиданное развитие. В Средние века она соединилась с астрологией — в начале одного из трактатов в своем корпусе сочинений Беда Достопочтенный говорит о жидкостях следующее:

Джордж Гловер. «Меланхолия»Беда Достопочтенный — англосаксонский теолог, один из учителей Церкви. Беда христианизировал небосвод, заменив названия созвездий и зодиакальных знаков на имена святых и апостолов.

«В человеке имеется четыре жидкости, которые, уподобляясь различным началам, возрастают в разные времена года и достигают первенства в разном возрасте. Кровь подражает воздуху, возрастает весной и царствует в детстве. Светлая желчь подражает огню, возрастает осенью и царствует в юношестве. Черная желчь подражает земле, возрастает летом и царствует в зрелости. Флегма подражает воде, возрастает зимой и царствует в старости. Когда эти жидкости изобилуют в сферах не менее должной меры, человек здравствует, ежели нечто к ним прибавляется или убавляется, служат этому природные орудия стечения — уста и чресла».

Здесь видно то, что лишь намеком встречается у Теофраста. Средневековый ум приводит в порядок и создает законченную теорию: человек устроен как Вселенная. Это находит свое отражение в теории четырех жидкостей и становится постепенно расхожей мудростью. Решающий этап наступает в середине XV века, когда глава флорентийских платоников Марсилио Фичино, ознакомившись с текстом 30-й книги «Проблем», понял, что это имеет самое прямое отношение к его собственному труду и к труду его коллег. Он сочинил один из своих важнейших трудов — трактат «О жизни», посвященный непосредственно жизни ученых, то есть философов. Смысл этого трактата в том, что всем нужно научиться пользоваться преимуществами собственного темперамента и избегать его недостатков.

Джордж Гловер. «Меланхолия»Марсилио Фичино — итальянский философ раннего Возрождения, астролог, основатель флорентийской Платоновской академии. Своими переводами произведений античности с греческого на латинский язык Фичино способствовал возрождению платонизма.

Трактат состоит из трех книг. Первая книга называется «О здоровой жизни» и учит, как этого добиться при помощи диететики — в античном смысле этого слова, то есть придерживаясь определенного образа жизни. Эта книга может считаться первым сочинением в истории, посвященным wellness (англ. «благополучие»), так как в нем трактуются все стороны образа жизни, способствующие нивелировке негативных сторон природного склада определенного темперамента. Необходимо жить в хорошем климате, в котором должно быть много солнца. Необходимо пить легкое вино и не переедать. В трактате есть длинные рассуждения о том, каким образом нужно прогуливаться за приятной беседой с друзьями, как упражняться в поэзии, как спать.

Вторая книга — «При помощи музыки и поэзии». Музыка в данном случае трактуется неопифагорейски как цифровой символизм, который имеет прямое отношение к мироустройству человеческой души. И наконец, последняя часть называется «При помощи астрологической магии». В ней выясняется, что все носители меланхолического темперамента рождены под влиянием Сатурна. Соответственно, необходимо разработать такие процедуры, имитируя расположение планет и прибегая к определенным текстам, которые путем симпатического воздействия на макрокосм позволят минимизировать дурное влияние. Насколько большое влияние это имело на людей, мы узнаем из одного документа — доноса на папу Урбана, утверждающего, что тот часто уединяется за задернутыми занавесями вместе с Томмазо Кампанеллой, недавним узником и чернокнижником. Донос рассказывает о расставленных свечах, имитирующих позиции небесных тел, — как неподвижных звезд, так и планет. Сами герои ходят между ними и цитируют определенные тексты и заклинания, для того чтобы предотвратить неблагоприятный гороскоп папы.

В XVII веке в Англии выходит несколько изданий энциклопедического трактата Роберта Бертона «Анатомия меланхолии», который представляет собой сухое собрание всех возможных сведений о «черножелчии». Трактат Фичино несопоставимо ярче и интеллектуальнее, но труд Бертона послужил в XVII веке звеном в становлении невероятной моды на меланхолию в поэзии, музыке и во всем искусстве. У Шекспира присутствует тема упадничества и, например, у метафизических поэтов, а позже она и вовсе становится одной из доминирующих в поэзии и связанной с поэзией музыке. Типичный текст песни высокого искусства того времени:

«Да пребуду я во мраке, небесами для меня будет крышка саркофага, музыкой моей — страшный адский скрежет»

Эта мода длится несколько десятилетий, а потом она постепенно переходит в фигуру сумрачного романтического героя — в юного Вертера. Депрессивность становится признаком возвышенно-величественного. И это имело в искусстве огромные последствия. Гравер, который оформлял обложку и книгу «Анатомии меланхолии», пользуется символами, почерпнутыми из развитой артистической художественной традиции.

Saturn and melancholy studies in the history of...

Самое знаменитое, что создано из подобных символических систем, — это «Меланхолия I» Альбрехта Дюрера. «Первой» она называется в соответствии с определенной классификацией. В данном случае имеется в виду «melancholia imaginativa» — художественная меланхолия, связанная с воображением. Ни одному произведению искусства не посвящено столько страниц: существует, например, знаменитая книга, написанная тремя титанами культурологии XX века — Эрвином Панофским, Фрицем Закслем и Раймондом Клибанским. Она называется «Saturn i Мelancholia» и содержит в себе интерпретации этой гравюры трех крупнейших деятелей Института Варбурга.

В гравюре Дюрера содержится множество символов, сводящихся к тому, что с меланхолией связаны все высокие творческие достижения. При этом все эти достижения становятся бессмысленными, когда у меланхолика наступает упадок сил. Геометрическую фигуру на гравюре — многогранник — интерпретировали искусствоведы и математики. Она именуется «дюреровым многогранником», хотя никто не может сказать точно, что это такое, — возможно, усеченный ромбоэдр. На нем имеется слабый отпечаток черепа. На гравюре также находится магический квадрат, расположенный над головой ангела, песочные часы и многое другое.

Мартен ван Хемскерк. «Сатурн — Меланхолия»

Мартен ван Хемскерк. «Сатурн — Меланхолия»

Более традиционный набор символов дает гравюра Мартена ван Хемскерка, представителя золотого века голландской и фламандской гравюры. В 1566 году был опубликован его цикл гравюр, символизирующих четыре темперамента, оригинал которого был написан Янсом Мюллером. На гравюре можно видеть Сатурна — хозяина всех меланхоликов и ученых, звездочетов, музыкантов. На заднем же плане расположен повешенный. Каждая фигура здесь имеет свой символический смысл.

Врач Малахия Гайгер и Иоганн Садалер сделали обложку к трактату «Microcosmus hypochondriacus», то есть «Ипохондрический микрокосм», или просто — «О меланхолии». Эта работа — представитель того же семейства, хотя и сделана на век позже, в середине XVII века. Тут снова можно видеть все символы, ставшие уже традиционными для меланхолии: с одной стороны, разные творческие фигуры, символизирующие большие интеллектуальные начинания; с другой стороны — упадок, депрессивность, смерть и склонность к самоубийству.

Почему мы зеленеем от зависти?

Все это у меня уже в печенках сидит! Достал меня до печенок! У него сильная печень! Все мы время от времени употребляем выражения с участием этого замечательного органа. Что это за метафора? Какие душевные состояния она символизирует? Почему именно печень? Что такое печеночная недостаточность с точки зрения психоанализа?  Об этом и многом другом я бы хотела поговорить с вами в этой статье, пишет психолог Татьяна Гунар.

Каковы функции печени в организме человека? Их три:

  • внешняя функция – формирование и выделение желчи, которая активно участвует в основном пищеварении, помогает пище продвигаться по ЖКТ и усваиваться;
  • внутренняя функция – метаболизм, обеспечение гормонального баланса обогащение крови;
  • барьерная функция – защита организма от токсинов и других вредных веществ.

Про печень и зависть

Итак, начнем с желчи. Она «охватывает» пищу, смягчает ее, дробит, растворяет, делает ее доступной для усвоения. Можно сказать, что печень, продуцирующая желчь, олицетворяет для организма процесс пищеварения, хотя в нем участвует множество разных желез и их соков.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Аналогичным процессом для психики является интеграция внешнего во внутреннее, превращение объектов, событий, процессов внешней реальности во внутреннюю, наши знания, навыки, опыт.

Как мы узнаем о своей потребности интегрировать что-либо? Получить, присвоить, сделать своим, научиться так же? Под влиянием, какого чувства мы произносим фразу – «Я тоже так хочу»? Конечно же, это зависть. Как слюна и желудочный сок, выделяясь, подсказывают организму, что перед ним желанная еда, так возникновение зависти говорит нам о том, что перед нами нечто для нас необходимое. Зависть – это сигнал, маркер, лакмусовая бумажка наших потребностей. Зависть, наряду с гневом, отчаянием и удовлетворением, это чувство, которое возникает у человека одним из первых, в первые же дни жизни. Младенец отчаянно завидует материнской груди, ее безграничному обладанию молоком, несущим удовлетворение, безопасность, счастье, по сути – саму жизнь. Малыш отчаянно завидует и хочет забрать грудь себе, поместить ее себе внутрь, слиться с нею. И она (грудь)  с определенной периодичностью приходит к ребенку и сливается с ним на время кормления. Так, по зернышку, начинает, формируется у маленького человека способность к интеграции, к познанию, которая будет расти, развиваться, выстраиваясь в  свою собственную, особенную судьбу.

В норме зависть является первым шагом в длинной цепочке чувств и действий. За ней следует жадность, стремление к обладанию, поглощению, соперничество, агрессия, голод или удовлетворение, триумф или поражение.… Так, в развитии, в динамке чувство перерабатывается.

Что же происходит, когда явление, вызывающее зависть, присвоено быть не может или ощущается таковым? Когда нам кажется, что «мы никогда так не сможем»? У нас «никогда такого не будет»? Потребность есть, но удовлетворить ее невозможно? Пища перед нами, но кусок слишком большой или  слишком твердый, ее размер несопоставим с возможностями, которые предлагает нам собственный рот.… Представьте себя за попыткой откусить от пятиэтажного гамбургера и прислушайтесь к своим ощущениям. Желудочный сок выделяется, идут выбросы желчи, а пищи-то в нужном месте и нет!

Организм в лучшем случае реагирует голодной изжогой, может возникнуть особая тошнота – горечью и желчью.

Зависть, застывающая без движения, становится жгучей, разрушительной. Мы говорим, что зависть «поедом ест» ее обладателя. Аналогично работает зависть, не пропущенная в сознание, вытесненная, как «плохое чувство», свойственное только «плохим  детям».

Неосознаваемое чувство «застаивается», не может трансформироваться в соперничество, ревность и далее в обладание, не перерабатывается.

На уровне тела (при поражении психической переработки) это может выглядеть как желтуха (печень не справляется с работой, билирубин попадает в кровь вместо желчи), застой желчи, желчекаменная болезнь.

Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!

И мы зеленеем или желтеем от зависти, горюем о том, чего не можем получить, даже не осознавая того, что с нами происходит. Недаром древние называли меланхолию – черная желчь.

Соматизация свойственна Я, которое слишком слабо, которому трудно осознавать свои чувства и приводить их в движение. Идеи, явления, которые психика не может «проглотить», чреваты невыносимой болью и гневом.  И тогда, тело спасает личность от разрушения, печень останавливает желчь, чтобы спасти психику от встречи с завистью.

Чуть более прочное Я будет пытаться переваривать желаемое, разрушать пищеварительно,  груз психической переработки обрушится на ЖКТ.

Сильная, прочная Самость защищается от невыполнимых желаний психологическими защитами, слабая – пойдет по пути не переваривания, не усвоения веществ (идей).

И мы вновь приходим к пониманию того, что для излечения болезни тела нужно идти по пути укреплена, «взросления» психики.опубликовано econet.ru.

Автор Татьяна Гунар

Подписывайтесь на наш youtube канал!

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

Древо Рода: О печени и онкологии

29.04.2010

Часть 2

по материалам В.Петренко и Е.Дерюгина

Эритроциты (красные кровяные тельца) живут от 42 до 100 дней. Погибшие эритроциты вместе с током крови попадают в печень. Через нее проходит 100 литров крови в час. В печени эритроциты превращаются в желчь и отфильтровываются в желчном пузыре. Из него желчь поступает в 12-перстную кишку для дальнейшего переваривания пищи.

При нарушении желчеотделения, а это происходит когда разрушается много эритроцитов, печень переполняется желчью и образуется черная желчь, которая снова попадает в кровь и разносится по всему организму. Из черной желчи строятся клетки костей, волос, кожи, ногтей, сухожилий и т.д. черные глаза, черные волосы говорят о том, что у человека много черной желчи – много погибших эритроцитов – а это гнев, злость.

Для построения раковой клетки надо много черной желчи. Надо освободить организм от избытка черной желчи. Черная желчь притягивается к жиру. Когда мы много кушаем жирного, то печень  перегружается, удерживает желчь и не выбрасывает ее в 12-перстную кишку, чтобы расщеплять жир. Этот жир поступает дальше в кишечник, а из него образуются в кишечнике завалы в виде каловых камней, снижается всасываемость пищи. Удержанная желчь в печени выкристаллизовывается в песок, камни, которые перекрывают протоки и нарушают процесс желчеотделения. Что бы избежать отложения жира в печени надо употреблять в пищу витамин В15 (пангамовая кислота), которого много в абрикосовой косточке. Нужно употреблять в день 2-4 зерна из косточек абрикосов и желчеотделение наладится. В выжитом подсолнечном масле тоже много витамина В15 и витамина Е – антиаксиданта.

Вспомните: когда вы красите масляной краской и испачкаетесь, достаточно взять подсолнечное масло и растворится засохшая краска. Если добавить в масло спирт – будет еще лучше.     

Черная желчь – это тоже самое, что масляная краска, это соли, растворенные в жире. И эта черная желчь попадая в кровь засыхает, затвердевает и забивает сосуды. И мы очень быстро бы погибли, если бы на помощь не пришла раковая клетка. Она собирает черную желчь и образует опухоль.

Наш мозг, спасая организм, позволяет расти раковой клетке также, как позволяет расти фагам.. когда погибает много вирусов в организме наш мозг разрешает фагам развиваться и пожирать погибшие вирусы. А затем мозг подает команду и разрушает фаги, раковую клетку, антитела и аутоантитела. Самая неуправляемая клетка – раковая: когда кончается черная желчь, она начинает пожирать здоровые клетки. Рак – это бесконтрольно развивающаяся клетка-паразит, клетка-дура, которая стремиться к бессмертию, но погибает вместе с организмом.

Бороться с раковой клеткой может только наш мозг. Рак – это ленивый мозг. Не жалейте свой мозг. Загружайте его максимально, а он заставит работать правильно весь организм. Мозг тоже питается черной желчью, ибо она – носитель энергии. Нагрузите мозг так, что бы не осталось энергии для раковой клетки.

Необходимо заставить эритроциты жить не 42 дня, а все 100, помня, что более всего эритроциты разрушает злость и гнев. А избавиться от лишней черной желчи поможет масло – прекрасный растворитель, и водка – разрушитель раковой клетки. Пусть врачи попробуют опустить раковую опухоль в спирт, как я это сделала однажды. А на утро она рассыпалась в песок. Но почему наши медики продолжают нас умерщвлять химиотерапией?!

Подсолнечное масло – это сок растений. И если мы растворим корни, листья противоонкогенных растений в водке (именно в водке, т.к. одни компоненты растворяются только в спирту, другие – в воде), то мы получим прекрасное средство от рака.

Не надо ждать, пока вас зальет черная желчь. Ведите здоровый образ жизни – это экономичнее и эффективнее.

Врач-онколог не знает биоэнергетики, а рак – это биоэнергетическое заболевание. И только коррекция биоэнергетики увеличит продолжительность жизни эритроцита до 100 дней.
 

Об опухолях по Авиценне

Опухоли бывают холодные и горячие. Горячие – это любое воспаление с высокой температурой. Оно быстро излечивается, если хорошо работает печень. Холодные опухоли образуются при недостаточной работе печени, когда много черной желчи – перегнившей желчи.

Холодная опухоль бывает доброкачественной и злокачественной. Доброкачественная болит, а злокачественная – не болит, потому что холодная опухоль возникает там, где скопление нервных клеток, а злокачественная опухоль разрушает нервные клетки – и поэтому теряет чувствительность. Нужен кальций для построения холодной опухоли, а он скапливается у синапса нервной клетки, т.к. он основной проводник биоэнергии по аксону нервной клетки. Холодная опухоль – это биоэнергетическое заболевание, и бороться с ней можно биоэнергетически.

Авиценна считает, что лечить холодные опухоли надо повышением теплоты тела. К таким средствам относятся кислые продукты. Они повышают общую кислотность, а опухоль смазывать соком недозрелого винограда или слабым уксусом. Еще можно смазывать опухоль жиром хищного животного, ибо такой жир быстро сгорает и повышает общую кислотность, а это заставит работать печень. И печень повысит температуру всего тела, т.е. вызовет лихорадку. И тогда холодная опухоль станет горячей, т.е. превратится в гной и выведется из организма. Хороши для этого жир медведя, волка, щуки. Авиценна лечил опухоли горячими травами – корень касатика. Он очень эффективен, но появляются сильные боли и высокая температура. Боль можно снять сон-травой (прострел луговой), а температуру – водочным раствором цветов сирени или шишек ольхи.

Можно опустить кусок меди в сосуд или в медный сосуд налить воды и настаивать 10 часов. Пить такую воду и смачивать ею опухоль.

В клетки печени входит медь с 29 электронами. Медь отдаст 2 электрона, при этом выделится много энергии и получится кобальт с 27 электронами, который образует витамин В12 (кобаламин), а из него строятся эритроциты и нервные клетки. Авиценна особое внимание придает обогащению организма витаминами группы В, из которых строится нервная клетка, а значит восстанавливается проводимость энергии. Для этого необходимо пить воду, в которой варились ячмень, просо, рисовая шелуха, отруби. И к опухоли прикладывать тряпочку, смоченную в этой воде. К опухоли можно прикладывать свинцовую пластину.

Лечение опухоли безболезненным не бывает, когда опухоль рассасывается – она превращается в гной и дает общее воспаление.

Питание. Что бы опухолевым клеткам не хватило питания, необходимо снизить объем потребляемой пищи. И еще, надо попить водочный раствор цветков картофеля, по 30-50 капель в течение недели – это обогатит ваш организм сырьем для построения гормонов. Желательно есть по 100 грамм сырых корней лопуха. Отладится работа поджелудочной железы и желудка, повысится сознание головного мозга и он сам отладит биоэнергетику. Еще необходимо отладить венозный отток. Для этого под мышкой на груди нажимать только с правой стороны на самом верху точку до тех пор, пока она не станет безболезненной, и делать это ежедневно. И еще отладить работу лимфатической системы. Для этого нажимать три точки на правой и левой ногах. Опухолевая клетка перекрывает лимфатическую систему, что бы она ее не разрушала, а нажатием этих трех точек откроете эти протоки и опухоль начнет разрушаться.

Опухоли хорошо лечит бузина. Холодные опухоли быстро переходят в горячие при употреблении вовнутрь почек черного тополя, почек березы. Во время лечения сильно нагружаются почки, им надо помочь, например, соком акации.

Ну а чтобы не было много черной желчи и эритроциты жили долго – перестаньте злиться, злость кормит опухоль, больше улыбайтесь. Живите долго и счастливо.

Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на нашу рассылку.

Медастрология — Волкова часть 1

ТРАДИЦИОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АСТРОЛОГИЯ.

Окружающий мир вокруг нас развивается с катастрофической скоростью, и мы вынуждены подстраиваться под его ритмы, расписывая в своем ежедневнике каждую минуту… Конечно, ведь жизнь предоставляет так много возможностей и нам везде и всюду нужно успеть…

Что мы делаем, когда вдруг начинаем болеть? По совету врача мы принимаем чудодейственное лекарство, которое избавляет нас от симптомов болезни. А по сути, симптом — это сигнал организма, который пытается донести до нашего мозга, что в организме есть нарушения.

Выключить кнопку пожарной сирены еще не значит потушить пожар!

Средствами, которые, несомненно, дают быстрый результат, и вместе с тем чудодейственно избавляют от острых симптомов в настоящем, заменяют их хронической болезнью в будущем. Причина этого коренится в отказе современной медицины от проникновения в глубинную суть болезни.

Организм человека имеет очень тонкий механизм действия. Заставить замолчать его не возможно.

Образно говоря, если сегодня у вас появилась несущественная боль и вы избавились от симптома боли, то завтра организм начнет семафорить вам чуть громче чем раньше, и более серьезным недугом, чем прежде, заставляя тем самым вас обратить более пристальное внимание на то, что с ним что-то не в порядке.

Дело в том, что эти сигналы нужно научиться слушать и слышать и современная медицина нам в этом едва ли поможет. Т.к. в своих учениях она опирается лишь на современные достижения.

Традиционная медицинская астрология обеспечивает целостный подход к лечению. В прошлом, до наступления времени, почему то называемого «эпохой просвещения», все врачи практиковали астрологию. Не сведущий в астрологии врач, считался слепцом, плутающим во тьме шарлатаном, который вернее всего причинит вред вместо исцеления недуга. Затем традиционную медицину решительно отвергли, заклеймив ее как суеверие, и она практически бесследно исчезла. В конце 19в, когда английские теософы приступили к возрождению астрологии, ее связь со здоровьем была восстановлена. Но только сейчас, в начале 21 столетия, традиционная медицинская астрология возвращается на заслуженное место.

Метод лечения заболеваний, согласно традиционной медицинской астрологии, состоит из двух направлений:

Внутреннее воздействие на болезнь — поиск «больных» мыслей в голове и вредных черт характера. Психологическая работа на их устранение.

Внешнее воздействие на болезнь — использование традиционной медицинской астрологии, в основе которой лежит «теория гуморов» Гиппократа — специальное питание и образ жизни для восстановления нарушенного баланса гуморов (телесных соков) в организме.

Эта статья посвящена внешнему воздействию на болезнь, а именно «теории гуморов» Гиппократа

ГУМОРАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (humoral theory)

Учение о «соках» тела впервые было сформулировано Гиппократом. Он развил идею, позаимствованную из философии Эмпедокла, полагавшего, что Вселенная создана из четырех основных элементов — земли, воздуха, огня и воды и что все известные вещества представляют собой различные сочетания этих элементов.

Четырем элементам соответствуют четыре качества: теплое и влажное (воздух), холодное и сухое (земля), теплое и сухое (огонь) и холодное и влажное (вода). Все сущее на земле делится по этой категории, это универсальный язык мироздания, если можно так сказать.

Что же касается человеческого тела, то в нем эти элементы принимают форму четырех жидкостей, или «соков» организма: крови, черной желчи, желтой желчи и слизи (флегмы). Эти «соки», по Гиппократу, составляют основу человеческого тела и могут служить причиной болезни либо здоровья, в зависимости от их соотношения, избытка или недостатка.

Оставленное Гиппократом наследие позволило Галену, личному врачу императора Марка Аврелия, сформулировать учение о четырех типах темпераментов и увязать их с теорией «телесных соков» Гиппократа, чтобы можно было объяснить индивидуальные различия в поведении и доминирующих эмоциях людей. Сангвинический темперамент или чрезмерная веселость обусловлены избытком крови, а меланхолический темперамент — избытком черной желчи. Чрезмерное содержание в организме желтой желчи — причина холерического темперамента (вспыльчивость, вспышки гнева), а повышенное содержание слизи — причина флегматичности.

Оскар Хофман, один из ведущих современных специалистов в области традиционной медицинской астрологии. Его книга посвящена астрологии как точному инструменту, позволяющему поставить правильный диагноз и подобрать эффективный метод лечения.

«В былые времена доктора опирались на астрологические карты для установления диагноза, назначения лечения и составления прогноза болезни. Несведущий в астрологии врач считался опасным шарлатаном. Традиционная практическая медицина была тесно привязана к астрологическому мировоззрению и использовала элементы и планеты для описания и лечения болезней.

Каждый минерал, каждое растение, каждое занятие и вообще все сущее в нашем мире может быть описано в астрологических категориях. Это обеспечивало большой выбор лекарственных средств, которые назначались согласно астрологическим показаниям. Мой практический опыт традиционного медицинского астролога насчитывает 8 лет, и я могу с уверенностью сказать, что это искусство не только работает, но зачастую работает намного лучше, чем современная медицина, основанная на исключительно материалистическом взгляде на мир».

Теория элементов — «золотой ключик» к сокровищнице медицинской астрологии. Эта наука слагается из двух частей: астрологической и медицинской. Изложенные с точки зрения элементов, обе части естественно и гармонично сливаются воедино: подход к строению мироздания с позиции Огня, Воздуха, Воды и Земли стирает между ними границу.

Именно этим традиционная медицинская астрология принципиально отличается от современной, в которой астрологическая и медицинская составляющие рассматриваются отдельно друг от друга. В наше время за «медицинскую астрологию» чаще всего принимают натуропатию или гомеопатию, которые кое-как увязывают с астрологическими картами. При этом некоторые методы лечения начисто упускаются из виду, а вместо них приводятся одни лишь психологические соображения. Логически обусловленные целостность и единство позволяют найти большое количество конкретных рецептов, но они — редкие гости в современных текстах по медицинской астрологии.

Помимо того, что астрологические элементы — основные структурные единицы физиологической и психической деятельности человеческого организма, они также широко распространены в окружающей природе: растениях, драгоценных камнях, пище. Это и делает астрологический метод лечения возможным.

Медицинский астролог ставит диагноз и назначает лечение на основании карты вопроса о болезни.

Астрологическая карта вопроса о болезни показывает, что происходит с пациентом в настоящее время, какова сущность его недуга, и где кроется глубинный источник его болезни. С помощью карты можно узнать насколько эффективно уже назначенное лечение, насколько велика необходимость оперативного вмешательства, квалификацию лечащего врача и многое другое.

В традиционной медицинской астрологии каждый элемент имеет своё название, которым я и буду пользоваться в этой статье.

  • Огонь называется «жёлтой желчью»
  • Земля — «чёрной желчью»
  • Вода — «флегмой», или «слизью»
  • Воздух — «кровью»

Все вместе они называются «гуморами», т.е. телесными жидкостями, или соками. Знаменитая «теория гуморов», изложенная в трудах Гиппократа и Галена, лежала в основании традиционной западной медицины на протяжении многих столетий!!! Одним из малочисленных отголосков этой традиции, сохранившихся до наших дней, является Клятва Гиппократа, приносимая перед началом врачебной практики.

ОГОНЬ (Жёлтая желчь)

Соответствует горячему и сухому гумору, называемому холерическим (от гр. хОАл] (холе) = желчь). Огонь насыщен энергией, но не образует связей. Это — тепло, сконцентрированное в определенной области, что даёт нам отчётливую картину воспаления — типичного проявления жёлтой желчи. На психологическом уровне этот гумор соответствует импульсивному человеку стихии Огня, который, не тратя времени на «излишние» размышления, делает то, что считает нужным. Сухость Огня говорит о том, что холерик не склонен согласовывать свои действия с кем или чем-либо, в то время как тепло свидетельствует о большом запасе энергии.

Избыток жёлтой желчи в организме порождает явления, имеющие природу Огня, как, например, уже упомянутое воспаление. Лихорадка и экзема — другие типичные проявления этого элемента, как и гиперактивность органов (напр., щитовидной железы). Неумеренное количество гумора может проявиться во множестве симптомов и болезней. Как правило, наибольшей опасности подвержены самые уязвимые места пациента. Людям с избытком Огня присущи повышенная активность, громкий голос, сухая с красноватым оттенком кожа. Их поведение отличается излишней самоуверенностью и напористостью.

Болезни, возникающие при переизбытке желтой желчи – острые воспаления, гиперактивность органов (например, гипертиреоз), сухая экзема, покраснения кожи, истощение, агрессивность.

ВОДА (флегма, или слизь)

По своим качествам элемент Воды, называемый флегмой, или слизью, диаметрально противоположен жёлтой желчи. Вода — холодный и влажный гумор. Его избыток вызывает слизеобразные явления в организме, характеризующиеся текучестью и потерей формы. Типичные примеры — простуда, аденовирусная инфекция, грипп, бронхит, синусит. Другими проявлениями избытка Воды могут быть понос, псориаз и даже слабоумие. В её материализованном виде флегму легче всего увидеть во время сильного насморка. Поскольку флегма связана с эмоциями, её излишек может говорить о горе, переживании или апатии.

У холодной и влажной флегмы запас энергии невелик, но она способна образовывать связи. Эти качества проявляются как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Для флегматика характерны глубокие и сильные чувства и переживания, эмоционально насыщенные и задушевные отношения с людьми, зачастую с членами семьи. Но при этом он от природы бездеятелен. Таким образом, психологические и физиологические проявления энергетической недостаточности и способности образовывать связи очень сходны. Две этих сферы жизнедеятельности человека тесно взаимосвязаны, и их связь может быть точно описана через гуморы. Флегма — текучий гумор, и это свойство обеспечивает выведение шлаков из организма, естественного физиологического процесса нашей повседневной жизни. Первый шаг к достижению эмоционального равновесия — приём достаточного количества жидкости. Дневная норма для взрослого человека составляет около двух литров. Следование этому простому правилу закладывает фундамент эмоционального здоровья.

Болезни характерные для избытка флегмы: простуда, грипп, бронхит, затяжные воспаления, ожирение, пониженная деятельность органов, диабет, псориаз, заболевания легких, диарея, вялость, слабоумие.

ВОЗДУХ (Кровь)

Третий, горячий и влажный, сангвинический гумор, элемент жизни. Его свойства наделять энергией и образовывать связи образно описывают процесс жизнедеятельности организма. Сочетание энергии и способности образовывать связи создаёт картину типичного человека Воздуха — общительного, дружелюбного, добродушного и жизнерадостного сангвиника. Влага наделяет стремлением к налаживанию многочисленных контактов, в то время как тепло обеспечивает деятельную энергию. Кровь по природе экспансивна — сангвинику свойственно заводить уйму знакомств, многие из которых оказываются довольно поверхностными, потому что он также тяготеет к перемене мест. Психологический портрет сангвиника хорошо соответствует работе кровеносной системы. Кровь поступает во все уголки нашего тела, совершая взаимообмен: отдавая питательные вещества и забирая отходы. Кровь концентрируется в печени.

Помимо создания красной жидкости в организме, кровь играет важную роль в пищеварении: её горячая и влажная энергия участвует в расщеплении пищи в желудке и печени. Кровь даёт энергию мозгу и сердцу, а также отвечает за образование спермы и материнского молока, что указывает на её прямую связь с зачатием и деторождением. Ввиду своей экспансивности этот гумор порождает заболевания, сравнимые с горячим паром в теле.

Тем не менее, избыток крови приводит к болезням. Таким, например, как заболеваниям сердца и сосудистой системы, повышенной нервной возбудимости, истощению, мигрени. А так же: спонтанные кровотечения, геморрой, нарушения кровообращения, нарушение кислородного питания организма, инфекции с высокой температурой, заболевания сердца, разрастание тканей, нервозность, перевозбуждение, маниакальные состояния.

ЗЕМЛЯ (Меланхолия, или чёрная желчь)

Крови, жизнерадостному сангвиническому гумору, противостоит холодный и сухой меланхолический гумор, называемый чёрной желчью. Этот гумор — самый опасный из всех, потому что он враждебен горячей и влажной природе жизни. Сочетание холода и сухости даёт малый запас энергии и отсутствие связей: процессы цепенеют и замирают.

Как и флегма, меланхолия даёт бледность, но более иссушённую и измождённую. В то время как флегма тяготеет к налаживанию связей, чёрная желчь их рвёт и уединяется. Это — типичная меланхолическая депрессия, потеря смысла жизни, в то время как флегматическая «депрессия» более сродни тоске и вызвана не получившими выхода эмоциями. Меланхоликам свойственна худоба, высокий рост и лаконичные манеры. Излишек чёрной желчи делает их особенно уязвимыми для депрессий.

В традиционной физиологии чёрная желчь отвечает за несколько очень важных функций. Все твёрдые части нашего тела, такие как волосы, кости, ногти и др., формируются из чёрной желчи. Тормозящее свойство чёрной желчи необходимо для пищеварения: благодаря ему пища задерживается в организме достаточно долго для правильного переваривания. Чёрная желчь даёт устойчивость и прочность, а на психологическом уровне ещё и выносливость, настойчивость, дисциплину и твёрдость характера. Она концентрируется в селезёнке и оттуда попадает в желудок для возбуждения аппетита. Таким образом, желудок получает сигнал о том, что организм стал слишком холодным и сухим и ему необходима пища.

Избыток элемента земли (черной желчи) вызывает такие болезни как рассеянный склероз, артрит, запоры, образование камней, многие разновидности рака, паралич, болезнь Паркинсона, депрессия.

Дорогие друзья, надеюсь каждый из вас хотя бы примерно уже начал себе представлять, в какую сторону нарушается баланс телесных соков в организме, когда ваш организм заболевает.

Продолжение следует…

Автор специалист по медицинской астрологии, психолог Екатерина Волкова

Признаки преобладания черной желчи. Избранное

Похожие главы из других книг

Из книги Анализы. Полный справочник автора Михаил Борисович Ингерлейб
Из книги Анализы. Полный справочник автора Михаил Борисович Ингерлейб
Из книги Анализы. Полный справочник автора Михаил Борисович Ингерлейб
Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян
Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян
Из книги Избранное автора Абу Али ибн Сина
Из книги Избранное автора Абу Али ибн Сина
Из книги Полный справочник анализов и исследований в медицине автора Михаил Борисович Ингерлейб
Из книги Рак, лейкемия и другие, считающиеся неизлечимыми, заболевания, которые лечатся естественными средствами автора Рудольф Бройс
Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *